С 01 января 2014 г. вступают в силу положения ст. 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым абоненты, категории которых определены постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 2301, должны будут разрабатывать НДС, а при невозможности их соблюдения - планы снижения сбросов и лимиты на сбросы.
В соответствии с подпунктом "б" п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 393, расчет НДС абонентами должен осуществляться согласно методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 (в настоящее время такая методика утверждена приказом МПР России от 17 декабря 2007 г. N 333).
Согласно ст. 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части сбросов сточных вод) абонентами организаций водоотведения, при этом при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду.
Следует отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие у природопользователя разрешения вносится как сверхлимитная - с применением нормативов платы в пределах установленных лимитов, которые в 5 раз больше нормативов платы в пределах установленных НДС, а также 5-кратного повышающего коэффициента (п.п. 5, 6 Порядка определения платы).
В связи с этим прошу разъяснить следующие вопросы реализации абонентом обязанностей по нормированию и внесению платы.
1) Субъектами правоотношений при пользовании централизованными системами водоотведения являются, в том числе, субабоненты (что следует, среди прочего из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167), чьи объекты не присоединены непосредственно к сетям централизованной системы водоотведения. Поскольку согласно ст. 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также постановлению Правительства РФ N 230 НДС обязаны разрабатывать абоненты, чьи объекты присоединены к централизованной системе водоотведения, означает ли указанное, что субабоненты освобождены от обязанностей по разработке НДС/лимитов на сбросы и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части сбросов загрязняющих веществ)?
2) Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 393, НДС абонентам устанавливаются приказом Росприроднадзора, при этом указание на то, что в дальнейшем выдается разрешение на сбросы, отсутствует. Поскольку согласно Порядку определения платы сброс без разрешения считается сверхлимитным, просим разъяснить, вправе ли будут абоненты, получившие приказ об утверждении НДС, вносить плату за сбросы без применения 5-кратного повышающего коэффициента как при наличии разрешения на сбросы?
3) Согласно ст. 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части сбросов загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения) должны как организации, осуществляющие водоотведение, так и их абоненты.
Если плату должны вносить все без исключения абоненты, не представляется возможным установить: за какие загрязняющие вещества должны платить абоненты, не разрабатывающие НДС; будут ли абоненты, не разрабатывающие НДС, платить за весь сброс как за сверхлимитное загрязнение (поскольку НДС им не будут установлены); если все абоненты организации водоотведения будут вносить плату за сбрасываемые загрязняющие вещества, за что будет вносить плату организация водоотведения и т.п.?
В связи с этим и поскольку размер платы за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от наличия и соблюдения природопользователя установленных разрешительной документацией нормативов/лимитов, правильно ли полагать, что данную плату должны будут вносить только те абоненты, на которых возложена обязанность по разработке НДС?
4) Абоненты, разрабатывающие НДС, отводят сточные воды не в водный объект, а в централизованную систему водоотведения, где происходит смешение со стоками других абонентов, а также, зачастую, дальнейшая их очистка организацией водоотведения или иной специализированной организацией.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" НДС абонентов не должны превышать НДС, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
Как указывалось выше, на основании подпункта "б" п. З Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 393, в настоящее время предполагается разработка НДС для абонентов согласно Методике, утвержденной приказом МПР России N 333.
Данная Методика предусматривает разработку НДС для лиц, осуществляющих выпуск сточных вод непосредственно в водный объект, соответственно содержащиеся в ней формулы и принципы расчета определены исходя из данного условия, и не учитывает специфику отведения сточных вод через централизованные системы водоотведения, в частности, не предусматривает норм, позволяющих учитывать доочистку сточных вод после их выпуска в централизованную систему водоотведения и реализовать на практике положения ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В связи с этим полагаем применение указанной Методики для разработки НДС абонентами невозможным до внесения в нее необходимых изменений.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, в соответствии с положениями главы 5 Закона с 01.01.2014 абоненты централизованных систем водоотведения становятся самостоятельными плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе за вред, причиненный окружающей среде).
В свете подготовленных постановлением Правительства Российской В свете подготовленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 393) изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632) и постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344) (дополнение словами: "через централизованные системы водоотведения") с момента вступления в силу Постановления N 393 определение платы за сбросы через централизованные системы водоотведения будет производиться в соответствии с Порядком, установленным Постановлением N 632, а нормативы платы, установленные Постановлением N 344, также будут распространяться на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения.
Внесение платы за сбросы, в соответствии с вносимыми изменениями, будут осуществлять организации, а также абоненты, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление N 230).
Постановление N 230 не предусматривает возможность выдачи разрешений абонентам, для которых установлены нормативы допустимых сбросов. Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Порядка плата за сбросы таких абонентов должна вноситься с повышающими коэффициентами.
Кроме того, ни в одном нормативном правовом акте, принятом во исполнение Закона, не указано, что абоненты, для которых не должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, с 01.01.2014 такие абоненты будут обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4 статьи 27 Закона порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и Законом.
Утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика), принятая во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 (далее - Постановление N 469), предусматривает разработку НДС только для лиц, осуществляющих сброс сточных вод непосредственно в водный объект, и, не может быть применима для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение в водные объекты через централизованные системы водоотведения.
Других методик во исполнение Постановления N 469 не разрабатывалось.
Таким образом, в настоящее время утвердить нормативы сбросов для абонентов централизованных систем водоотведения, не представляется возможным, так как необходимы изменения в Методику и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования
(Росприроднадзор)
http://rpn.gov.ru
1 декабря 2013 г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Дата обращения к информационному ресурсу - 18 ноября 2016 г.