Я работаю в крупной российской газодобывающей компании и курирую вопросы снабжения строительства магистральных газопроводов строительным грунтом. Исходя из практики строительства, там, где приходит большая компания на строительство линейных или больших площадных объектов, сразу образовывается куча условно "дружеских" организаций, которые моментально начинают оформление совмещенных лицензий на поиск и добычу ОПИ в тех местах, где нет никакой инфраструктуры, дорог и т.п., но зато планируется строительство линейного или площадного объекта и соответственно предлагают грунт по неадекватным ценам.
Либо если компания начинает подавать заявки на включение участков в перечень участков недр местного значения с дальнейшей подачей заявки на получение поисковых лицензий, опять возникают всякие "недружеские" организации, которые выходят на те же участки, соответственно по закону "о недрах" данные участки выставляют на аукцион и возникшие организации начинают "раскачивать" аукцион.
27 января 2014 г. вышел приказ МПР РФ N 37 согласно которому вносятся изменения в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденный приказом Минприроды РФ от 15 марта 2005 г. N 61. А именно: В пункте 1.3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения) б) дополнить абзацем 6 следующего содержания: "В случае, если участки недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и Р2, не были включены в программы или перечни объектов, указанные в части 1 указанного пункта (далее - программы или перечни объектов), предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, их предоставление для целей геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, осуществляется на основании заявок заинтересованных лиц без включения таких участков недр в указанные перечни.".
Дополнить пунктом 1.5 Порядка следующего содержания:
"1.5. Предельное количество и размер участков недр, предоставляемых в пользование для целей геологического изучения в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, составляет не более 3 участков недр на одного заявителя, размер каждого из которых составляет не более 100 км [2].".
Как трактовать предельное ограничение по количеству 3-х участков на одного заявителя? Указанное в п. 1.5. данное ограничение ограничено по времени; к примеру не больше 3-х участков раз в год или квартал, или не больше 3-х участков в одном заявлении или субъекте РФ. Либо за все время своего существования юридическое лицо может подать не больше 3-х заявок?
Приказ МПР РФ N 37 от 27 января 2014 г. обязателен в настоящее время к исполнению в органах местного самоуправление или только после того, как подобный приказ будет продублирован в органах местного самоуправления? Данный вопрос возник в связи с тем, что лицензионные комитеты местных органов власти утверждают, что данное внесение будет действовать в этих областях, республиках только после того как данная поправка будет внесена на местном уровне.
Какие есть еще возможности оформления поисковых лицензий для поисков карьеров, которые планируется использовать для строительства конкретных линейных или площадных объектов без проведения аукциона?
Согласно п. 1.5 Порядка предельное количество и размер участков недр, предоставляемых в пользование для целей геологического изучения в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, составляет не более 3 участков недр на одного заявителя, размер каждого из которых составляет не более 100 км2.
В связи с этим, у одного пользователя недр одновременно в пользовании может находиться не более трех участков недр, полученных в порядке, установленном главой 6 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), право пользования которыми удостоверено, соответственно, тремя лицензиями на пользование недрами.
В случае прекращения действия лицензии на пользование недрами, заявитель может подать новую заявку на получение права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в установленном порядке.
В отношении вопроса о действии Порядка в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, поясняем следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона РФ "О недрах" порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона РФ "О недрах" участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
В соответствии с абз. 6 п. 6 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" основанием предоставления права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, является решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ "О недрах" участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения) не применяется при предоставлении в пользование участков недр местного значения.
Федеральное агентство
по недропользованию
(Роснедра)
http://www.rosnedra.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)
Дата обращения к информационному ресурсу - 18 ноября 2016 г.