Прошу дать разъяснения по следующему вопросу.
Предприятие является недропользователем, в лицензии предприятия указан конкретный вид полезного ископаемого, который он добывает и перерабатывает (обогащает) и затем продаёт готовый продукт в виде полезного ископаемого указанного в лицензии.
При этом следует отметить, что в Техническом проекте разработки месторождения указаны следующие виды товарной продукции: полезное ископаемое в виде сырца и полезное ископаемое в виде полуфабриката. Полезное ископаемое в руде в техническом проекте не указано. Соответственно, в связи с этим возникает несколько вопросов:
1) Может ли недропользователь добыв руду продать её третьему лицу, а не производить её переработку? При этом обогащение такой руды будет производиться силами третьего лица на своих мощностях, но под контролем недропользователя.
2) Как в формах статистической отчётности предприятия недропользователя должны отражаться количества полезного ископаемого проданного третьему лицу в виде руды (формы 5-ГР, 71-ТП и т.д.)? Какую именно информацию по такой ситуации должно отражать предприятие в указанной отчетности?
Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом согласно ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В свою очередь, ч. 8 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации допускает реализацию полезных ископаемых до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в связи с чем не осуществляет полномочий в отношении государственного регулирования отношений по реализации и (или) дальнейшему использованию добытых полезных ископаемых.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, разд. 3 Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218, в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых.
В связи с этим, в случае, если предполагаемая схема реализации и (или) использования добываемого полезного ископаемого потребует изменения технологии добычи и (или) первичной переработки данного полезного ископаемого, то проектная документация на разработку месторождений полезных ископаемых подлежит изменению в установленном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".
Формы федерального государственного статистического наблюдения 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" и 71-ТП "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства", утверждены постановлениями Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 и Госкомстата России от 13.11.2000 N 110.
Указанные формы статистической отчетности содержат информацию о движении балансовых запасов, проектных потерях при добыче, обеспеченности предприятия балансовыми запасами и не включают данные об использовании (в том числе продаже) добытых полезных ископаемых.
Федеральное агентство
по недропользованию
(Роснедра)
http://www.rosnedra.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)
Дата обращения к информационному ресурсу - 18 ноября 2016 г.