Предполагаемые изменения в работе с ведомственными перечнями при формировании госзадания
Т.Ю. Антропова,
редактор журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2016 г., с. 42-50.
Система формирования госзаданий в соответствии с ведомственными перечнями, по мнению представителей Минфина*(1), нуждается в улучшении. Рассмотрим проекты изменений.
Госзадание для бюджетных учреждений составляется согласно ведомственному перечню государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) этими учреждениями в качестве основных видов деятельности*(2). В задание включаются, а значит, и финансируются только те работы или услуги, которые есть в ведомственном перечне.
Ведомственные перечни утверждают главные распорядители средств бюджета либо учредители.
Основой для формирования ведомственного перечня служит базовый (отраслевой) перечень (один или несколько), принятый соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Все базовые перечни размещаются на сайте bus.gov.ru.
Базовыми (отраслевыми) перечнями определяются основные характеристики услуг (работ) и методики расчета норматива затрат на них. В ведомственных перечнях информация конкретизируется учредителем, "затачивается" под конкретные услуги, оказываемые подведомственными учреждениями.
Например, Минкультуры утвердило Базовый перечень услуг сферы культуры*(3), который стал основой для "культурной части" Ведомственного перечня муниципальных услуг и работ Шекснинского района*(4).
Как следует из п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ при разработке ведомственного перечня можно использовать несколько базовых перечней, действующих в разных сферах. Услуга из базового перечня включается в ведомственный с такой же формулировкой и детализацией.
Например, орган управления культурой может внести в свой ведомственный перечень не только "культурные", но и образовательные услуги, если подведомственные учреждения реализуют соответствующие программы дополнительного образования. Главное, чтобы эти образовательные услуги были в надлежащем базовом (отраслевом) перечне. Если их в базовом перечне нет, то в ведомственном перечне они не могут присутствовать.
Как правило, ведомственные перечни формируются на основании нескольких базовых (отраслевых) перечней.
Проблемы при работе с базовыми (отраслевыми) перечнями
Как показывает практика, действующий порядок формирования базовых (отраслевых) перечней не позволяет:
устанавливать минимальные требования к оказанию услуги (выполнению работы) в каждом публично-правовом образовании;
учитывать возможности отдельных субъектов РФ (муниципальных образований) оказывать государственную (муниципальную) услугу (выполнять работу) в более расширенном виде, чем это предусмотрено федеральными НПА (федеральные законы, акты Правительства РФ, Президента РФ);
включать в заявительном порядке услуги и работы, оказываемые и выполняемые исходя из финансовых возможностей субъекта РФ (муниципального образования) и в соответствии с НПА субъекта РФ (муниципальными правовыми актами).
Для решения перечисленных проблем разработан проект постановления Правительства РФ*(5), вносящий изменения в Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151, регламентирующее процедуры формирования и ведения базовых и ведомственных перечней.
Базовый перечень поделят на четыре раздела
Предполагается, что базовые перечни будут состоять из общероссийского и (или) федерального, и (или) регионального разделов, и (или) раздела "Работы".
В общероссийский раздел включат государственные (муниципальные) услуги, отнесенные к полномочиям Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, оказание которых предусмотрено федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, оказываемые в соответствии с НПА РФ, устанавливающими перечень и содержание нормативных требований к качеству и порядку предоставления услуг, объем финансирования оказания которых определяется на основе стандарта оказания услуги (минимальных норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги).
В федеральный раздел войдут государственные услуги, не дублирующие содержание государственных услуг или условия (формы) оказания государственных услуг, включенных в общероссийский раздел, отнесенные к полномочиям Российской Федерации, оказываемые в соответствии с НПА РФ федеральными государственными учреждениями, объем финансового обеспечения оказания которых определяется согласно нормам материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, превышающим нормы, установленные стандартом оказания услуги.
В региональный раздел войдут услуги, не дублирующие содержание услуг или условия (формы) оказания услуг, включенных в общероссийский раздел перечня, отнесенные к полномочиям субъектов РФ (муниципальных образований), оказываемые в соответствии с НПА субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями), объем финансового обеспечения оказания которых определяется на основании норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания услуги, превышающих нормы, установленные стандартом оказания услуги.
В раздел "Работы" будут включены работы, выполняемые государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с НПА РФ, субъектов РФ (муниципальными правовыми актами).
Разделы базового перечня | Содержание |
Общероссийский | - оказание услуги (выполнение работы) установлено федеральным законом*, актом Правительства РФ; - оказание услуги (выполнение работы) предусмотрено Законом N 131-ФЗ** или Законом N 184-ФЗ***, а актом РФ установлен минимальный стандарт (требования) к оказанию услуги (выполнению работы) |
Федеральный | Дополнительные услуги и работы согласно полномочиям РФ и финансовым ресурсам федерального бюджета: - не дублируют услуги и работы из общероссийского раздела; - нет оснований для отнесения к общероссийскому разделу; - наличие НПА РФ |
Региональный | Дополнительные услуги и работы на основании полномочий субъекта РФ (муниципального образования) и финансовых ресурсов бюджета субъекта РФ (муниципального образования): - не дублируют услуги и работы из общероссийского раздела; - отсутствуют основания для отнесения к общероссийскому разделу; - наличие НПА субъекта РФ (муниципального правового акта) |
Работы | Выполняемые государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с НПА РФ, субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) |
* За исключением законов N 131-ФЗ и 184-ФЗ. ** Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". *** Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". |
Не базе общероссийского и федерального разделов базового (отраслевого) перечня будет создаваться ведомственный перечень для федеральных госучреждений. Все три раздела станут основой для формирования ведомственных перечней для госучреждений субъектов РФ и для муниципальных учреждений.
Соответственно, в базовые (отраслевые) перечни в отношении каждой услуги или работы будет включаться указание на отнесение услуги или работы к общероссийскому, федеральному или региональному разделу базового (отраслевого) перечня или разделу "Работы" базового (отраслевого) перечня.
Например, вот как в базовом (отраслевом) перечне будет расписана услуга: "Предоставление социального обслуживания на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг" (код услуги в БП 22.032.0). В общероссийский раздел войдут следующие социально-бытовые услуги:
1) содействие в приобретении и доставке на дом продуктов питания (пп. 1 п. 21 Приказа Минтруда РФ N 939н*(6));
2) оказание помощи в приготовлении пищи, приеме пищи (пп. 2 п. 21 Приказа Минтруда РФ N 939н);
3) обеспечение кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг (пп. 3 п. 21 Приказа Минтруда РФ N 939н);
4) предоставление гигиенических услуг (пп. 4 п. 21 Приказа Минтруда РФ N 939н).
А вот региональный раздел базового (отраслевого) перечня будет содержать уже дополнительные социально-бытовые услуги, отличающиеся от услуг из общероссийской части, включенные в документ в соответствии с НПА субъекта РФ. Поэтому одни и те же базовые (отраслевые) перечни, действующие в разных регионах, могут иметь разные региональные разделы.
Порядок внесения изменений в базовый перечень скорректируют
Сегодня при определении объема обеспечения выполнения госзадания используются нормативные затраты, которые рассчитываются на единицу показателя, характеризующего объем государственной (муниципальной) услуги (работы). И в случае изменения информации об этой услуге (работе) в базовом перечне необходимо не только привести ведомственный перечень в соответствие базовому, но и пересчитать нормативные затраты. Процесс "подстраивания" трудоемкий и долгий.
Согласно проекту внесение изменений в региональный раздел и раздел "Работы"*(7) будет проходить в заявительном порядке.
Предложения о внесении изменений могут быть направлены:
- федеральным органом государственной власти;
- органом государственной власти субъекта РФ;
- органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений;
- ГРБС, в ведении которого находятся казенные учреждения.
А отклонение предложений об изменениях станет возможным только по ограниченному количеству оснований.
Требования к изменениям будут оговорены
Вносимые изменения не должны дублировать информацию, уже содержащуюся в базовых (отраслевых) перечнях, соответствовать полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (органов местного самоуправления) согласно нормативным правовым актам РФ и соответствовать видам деятельности или сферам деятельности федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), которому направлены предложения о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни.
В отношении каждой государственной (муниципальной) услуги или работы вместо включения электронных копий НПА, являющихся основанием для внесения данной услуги или работы в базовые перечни, предусматривается возможность указания источников официального опубликования таких актов. Это позволит избежать дублирования информации на различных информационных ресурсах и приведет к оптимизации расходов на функционирование информационной системы "Электронный бюджет".
Работа с предложениями будет регламентирована
Предполагается уточнение порядка рассмотрения соответствующими федеральными органами исполнительной власти предложений о внесении изменений в базовые перечни.
ФОИВ будет рассматривать заявки в течение пяти рабочих дней. При отрицательном решении заявитель должен получить информацию о причинах отклонения предложения. А в случае принятия положительного решения проекты реестровых записей в течение пяти рабочих дней будут направляться в Минфин на согласование.
Сроки начала действия изменений будут обозначены
В соответствии с проектом изменения, внесенные в базовые перечни в текущем финансовом году (не связанные с изменением (принятием) НПА), применяются для формирования ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых начиная с 1 января очередного финансового года.
А если изменения в базовые перечни приняты после внесения проекта закона (решения) о надлежащем бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, то указанные изменения применяются для формирования ведомственных перечней услуг и работ, оказываемых и выполняемых начиная с 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
При этом орган-учредитель может принять решение о применении данных изменений ранее установленного срока в отношении подведомственных учреждений.
Информационное наполнение работы или услуги расширится
Предполагается существенно дополнить и п. 3 Общих требований к ведомственным перечням, регулирующий информационное наполнение каждой работы или услуги.
Так, в сведениях о виде деятельности учреждения будут даваться тип учреждения (бюджетное, автономное, казенное) и при необходимости иная информация, определяющая его вид (организация соцобслуживания, образовательная организация, научная организация и т.д.).
Важное дополнение - возможность просто указать источник официального опубликования НПА, являющихся основанием для включения услуги или работы в ведомственный перечень, внесения в него изменений, без приведения электронных копий документов.
В ведомственные перечни в отношении каждой услуги или работы будут включаться реквизиты НПА РФ, регламентирующих стандарт оказания услуги, и реквизиты НПА субъектов РФ (муниципальных правовых актов), утверждающих перечень и содержание нормативных требований к качеству и порядку предоставления услуг, объем обеспечения оказания которых определен в соответствии с нормами ресурсов, используемых для оказания услуги, превышающими нормы, установленные стандартом оказания услуги (прописываются для услуг, включенных в региональный раздел базовых (отраслевых) перечней), а также электронные копии этих актов или указание на источник их официального опубликования.
Общие требования к ведомственным перечням будут адаптированы под существующие запросы
В соответствии с изменениями в Правилах базовых перечней будут скорректированы Правила ведомственных перечней и Общие требования к ведомственным перечням*(8).
Более подробно рассмотрим предполагаемые изменения в Общих требованиях к ведомственным перечням.
Как уже говорилось, ведомственные перечни будут формироваться согласно общероссийскому и (или) региональному разделу базовых перечней и (или) разделу "Работы" базовых перечней. Соответствующее дополнение планируется внести в п. 2 Общих требований к ведомственным перечням.
Утверждение ведомственных перечней
Согласно предполагаемым изменениям в п. 7 Общих требований к ведомственным перечням ведомственные перечни будут утверждаться и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени органа, осуществляющего полномочия учредителя.
При этом издание отдельного НПА учредителя для утверждения ведомственного перечня не потребуется.
* * *
На момент написания статьи проект постановления находился на рассмотрении в Правительстве РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, это было озвучено 07.07.2016 в выступлении директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина Т.В. Саакяна о новом порядке финобеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
*(2) Пункт 3 ст. 69.2 БК РФ.
*(3) Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в сфере "Культура, кинематография, архивное дело, туризм", утв. Приказом Минкультуры РФ от 30.05.2016 N 1197.
*(4) Ведомственный перечень муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальными учреждениями Шекснинского муниципального района в сфере культуры, спорта и дополнительного образования, утв. Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 15.12.2015 N 1368.
*(5) Ознакомиться с документом можно на Федеральном портале проектов НПА по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=48739.
*(6) Приказ Минтруда РФ от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому".
*(7) В отношении работ, выполнение которых относится к расходным обязательствам субъекта РФ или муниципального образования.
*(8) Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)" (вместе с "Правилами формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ", "Правилами формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"