Три года назад купил ноутбук за 30 000 руб. (около 1000 долларов тогда). Раз в год у него сгорает материнская плата, и его ремонтируют по гарантии. Сейчас он в третий раз перегорел, мастер по гарантии признал случай гарантийным и предложил либо опять отремонтировать по гарантии, либо обменять.
Первый вариант меня не устраивает, т.к. гарантия заканчивается через 2 месяца и в случае четвертой поломки ремонт будет за мой счет. Я согласился на второй вариант, но мастер заявил - раз покупали за 30 000 руб., значит, и сейчас поменяем на ноутбук с аналогичной ценой. Но это будет уже ноутбук начального уровня, а три года назад я покупал один из топовых. Я-то думаю, нужно отталкиваться от характеристик - если это был топовый ноутбук в линейке производителя, то и поменять должны на сегодняшнюю топовую модель этого же производителя. Что по данному вопросу говорит закон?
В вашем случае правы вы, а не продавец.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей" ("Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества"), при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
При этом, если такого товара нет, то перерасчет покупной цены должен осуществлять по цене аналогичного товара, т.е. товара с такими же характеристиками.
Разумеется, продавцы в этом не заинтересованы, но суд, скорее всего, встанет на вашу сторону, похожая судебная практика есть.
Прежде всего, вам нужно подать претензию с вашими требованиями.
Претензия подается в 2 экземплярах, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии. Если откажутся принимать - отправляйте по почте на юридический адрес (его можно узнать по ИНН организации на сайте налоговой инспекции) заказным письмом с уведомлением и описью.
Если ваши требования не выполнят или не ответят - нужно обращаться в суд.
В то же время Закон РФ "О защите прав потребителе" допускает возможность большего выбора ваших действий.
В ст. 18 этого закона указано, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и/или артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Если вы хотите обменять ноутбук - это ваше право, и вы им можете воспользоваться.
Причем в вашем случае следует учитывать положения ст. 24 того же закона, согласно которой при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
Соответственно, обмен предполагается равным по ценам, если цена выбранного вами ноутбука превышает стоимость вашего - вам придется доплачивать.
В этом случае вам выгоднее получить деньги за ваш ноутбук.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Вы вправе требовать разницу между той ценой, за которую покупали этот ноутбук и его настоящей ценой.
А. Саченков
М. Петров
Правовед.RU
9 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU