В силу п. 12 и 36 Положения*(1), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Постановление N 640), если автономное учреждение оказывает платные услуги в рамках государственного задания и взимание платы предусмотрено федеральными законами, объем финансового обеспечения выполнения задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, должен уменьшаться на объем доходов от оказания этих платных услуг. Однако согласно п. 22 Положения*(2), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 609 (далее - Постановление N 609) (данный документ действует и распространяется на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности), поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры. Каким образом должен рассчитываться размер субсидии на выполнение государственного задания, когда нормы этих двух документов противоречат друг другу?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 11, ноябрь 2016 г., с. 12-14.
В данном случае действительно имеет место определенное противоречие между содержанием указанных в вопросе нормативных правовых актов, причем утвержденных одним и тем же органом (Правительством РФ) и, соответственно, обладающих одинаковой юридической силой. Это ошибка нормотворческой практики - при издании Постановления N 640 Правительству РФ следовало бы признать утратившими силу нормы, которые содержатся в ранее утвержденных им же документах и противоречат вновь устанавливаемым нормам, либо внести в существующие нормы необходимые изменения. Скорее всего, о Постановлении N 609, вступившем в силу за 20 лет до утверждения Постановления N 640, просто забыли.
Вместе с тем при возникновении подобных юридических коллизий преимущество теоретически имеет тот нормативный правовой акт, который издан позднее и (или) в котором изложена специальная норма, не соответствующая общей норме, содержащейся в другом нормативном правовом акте. В рассматриваемом случае в Постановлении N 609, изданном ранее, присутствует общая норма, относящаяся в целом к бюджетным ассигнованиям и внебюджетным средствам. А в Постановлении N 640, утвержденном позднее, содержится специальная норма - речь идет о таком виде бюджетных ассигнований, как субсидия, и таком виде внебюджетных средств, как плата за услугу со стороны ее потребителей. Следовательно, при расчете размера субсидии норма, утвержденная Постановлением N 640, имеет приоритет.
Однако данная позиция какого-либо явного закрепления в действующем законодательстве не имеет, а подобная ситуация может быть рассмотрена в судах высших инстанций (если, конечно, найдется лицо, которое станет инициатором обращения в суд). Хотя указанная выше теоретическая позиция может найти поддержку у судей. В частности, приведем вывод Конституционного суда, касающийся аналогичной коллизии между федеральными законами: в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений*(3).
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания".
*(2) "Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства".
*(3) См. Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"