Организация обратилась в уполномоченный орган города Москвы с заявлением о согласовании сроков продления эксплуатации регулярного межсубъектного автобусного маршрута. Уполномоченный орган отказал в согласовании на том основании, что организация не предоставила в комплекте документов паспорта маршрута. Организация посчитала, что такое решение нарушает ее права и обратилась в арбитражный суд с требованием о признании такого решения недействительным.
Правомерна ли в рассматриваемой ситуации позиция официального органа?
Материал подготовлен специалистами
центра методологии бухгалтерского
учета и налогообложения,
Москва, Российская Федерация
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 21, ноябрь 2016 г., с. 45-47.
Позиция официального органа в рассматриваемой ситуации неправомерна, так как законодательство не предусматривает обязательного предоставления в комплекте документов паспорта маршрута с целью согласовании сроков продления эксплуатации регулярного межсубъектного автобусного маршрута, что подтверждается судебной практикой.
Обоснование. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП (далее - Порядок) для принятия решения о возможности согласования маршрута в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы направляются:
- сведения о перевозчике(ах): наименование, адрес, фамилия, имя, отчество, телефон руководителя и лица, ответственного за организацию перевозок;
- сведения об автобусах, предназначенных для обслуживания маршрута, включая марки (модели), государственные регистрационные номера, год выпуска и документы, подтверждающие соответствие транспортных средств требованиям не ниже экологического класса 2 по выбросам вредных веществ в атмосферу;
- схема маршрута (в части, проходящей по территории г. Москвы);
- расписание движения автобусов на маршруте (график движения);
- документы, подтверждающие возможность обеспечения межрейсового отстоя, проведения предрейсового технического осмотра автобусов и предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей;
- копия договора с автовокзалом, автостанцией (или другим специально организованным пунктом) на организацию отправления и прибытия автобусов, включающего расписание движения автобусов, за исключением маршрутов пригородного сообщения.
На основании пункта 1.3 Порядка это распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Москвы по указанным в п. 1.1 настоящего Порядка маршрутам.
В силу пункта 1.1 Порядка он распространяется на регулярные межрегиональные и международные автобусные маршруты, проходящие по территории г. Москвы.
Согласно абзацу 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязательное предоставление в комплекте документов паспорта маршрута с целью согласовании сроков продления эксплуатации регулярного межсубъектного автобусного маршрута. Более того, уполномоченный орган не имеет права требовать от организации указанных паспортов.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 N 09АП-14611/2014-АК (далее - Постановление N 09АП-14611/2014-АК) указывается, что законодательство не устанавливает обязательных требований к представлению в комплекте документов паспорта маршрута для принятия решения о возможности согласования маршрута.
Постановление N 09АП-14611/2014-АК было оставлено без изменения решением вышестоящего суда - постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2014 N Ф05-9587/2014.
Таким образом, исходя из буквального анализа приведенных норм и позиции судов, следует вывод, что в рассматриваемой ситуации позиция уполномоченного органа является неправомерной, так как требование не соответствует действующему законодательству.
1 ноября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).