Правомерно ли назначение муниципальным казенным учреждением двух контрактных управляющих из числа работников? Совокупный годовой объем закупок учреждения составляет 60 млн. руб.
Необходимо ли контрактному управляющему получать соответствующее образование?
Материал подготовлен специалистами
центра методологии бухгалтерского
учета и налогообложения,
Москва, Российская Федерация
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 21, ноябрь 2016 г., с. 51-52.
Назначение двух контрактных управляющих из числа работников правомерно, так как законодательство не устанавливает ограничения по количеству контрактных управляющих, при этом они должны иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. С 2017 г. обязательно получение высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Обоснование. На основании ч. 2 и 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок;
2) осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок;
3) размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
4) разрабатывают план-график;
5) осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график;
6) размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
7) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
8) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
9) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
10) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
11) осуществляют иные полномочия, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Как установлено п. 3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком закупок (далее - план-график) превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы. Заказчик вправе создать контрактную службу, в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб.
Пункт 7 данного Типового положения закрепляет, что структура и численность контрактной службы определяется и утверждается Заказчиком, но не может составлять менее двух человек.
На основании ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по поводу того, могут ли работники учреждения переводиться на должность конкурсного управляющего.
На основании ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование, или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Так, в ч. 23 ст. 112 данного Закона отмечено, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование, или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом, как разъяснил Минэкономразвития России в п. 2-4 письма от 30.09.2014 N Д28и-1889, Закон N 44-ФЗ не устанавливает ограничения количества должностных лиц, ответственных за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, из чего следует, что в случае необходимости заказчик имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий. При этом возложение функций контрактного управляющего на работника заказчика должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса РФ.
Таким образом, государственное казенное учреждение вправе назначить из числа работников двух контрактных управляющих, поскольку Закон N 44-ФЗ не устанавливает количество контрактных управляющих, при этом они должны иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 2017 г. обязательно получение высшего образования, или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
1 ноября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).