При расчете вознаграждения работникам ООО "ХХ" по итогам работы за год используется показатель "коэффициент явок", который определяется отношением разницы количества рабочих дней по графику и неявок работника к количеству рабочих дней по графику. В п. 3.3.2.3 Приложения N 10 к Положению о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО "ХХ" сказано, что из дней неявок исключается время исполнения работниками государственных или общественных обязанностей.
Сотрудница Общества обратилась с просьбой предоставить ей отпуск без сохранения заработной платы в связи с участием в предвыборной кампании в органы местного самоуправления*(1).
В связи с вышеизложенным прошу Вас дать ответы на следующие вопросы:
1. Как правильно оформить приказ на отпуск для данной сотрудницы?
2. Следует ли при расчете вознаграждения по итогам года уменьшить количество дней явок сотрудницы на работу на дни отпуска, предоставленного ей для участия в выборах?
ООО "АНТ-Консалт", март 2016 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе, при исполнении государственных или общественных обязанностей.
Частью 2 ст. 165 ТК РФ предусмотрено, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
На основании ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения*(2).
К таким обязанностям, связанным с избирательным правом граждан, в том числе правом быть избранным в органы местного самоуправления, относится в частности, участие в качестве кандидата на выборах в органы местного самоуправления*(3).
Статьей 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку. Работодатель, у которого работает зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов, обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока*(4).
Статьей 24 Федерального закона от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" установлено, что по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов*(5).
Таким образом, работодатель по заявлению работника-кандидата*(6) обязан освободить его от работы на время проведения выборов в органы местного самоуправления, предоставив ему неоплачиваемый отпуск. Компенсация кандидату за период проведения выборов производится избирательной комиссией за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Полагаем, что в данном случае необходимо, как и указано в запросе, оформить приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в связи с участием в предвыборной компании в органы местного самоуправления, указав в нем, что на указанный период за работником сохраняется место работы (должность). Отсутствие работника в табеле учета рабочего времени может отражаться буквенным кодом "Г" или цифровым - "23" (невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).
Текстом запроса и п. 3.3.2.3 представленного Положения о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО "ХХ" предусмотрено, что коэффициент явок на работу (в целях определения размера годового вознаграждения) определяется отношением разницы количества рабочих дней по графику и неявок работника к количеству рабочих дней по графику работы Общества. При этом из дней неявок, исключается, в том числе, время исполнения государственных или общественных обязанностей.
Учитывая вышеизложенные нормы и порядок определения коэффициента явок на работу, определенного внутренним положением Общества, считаем, что при расчете вознаграждения по итогам года период участия в предвыборной кампании в органы местного самоуправления (как времени исполнения государственных или общественных обязанностей) должен быть исключен из дней неявок. Соответственно, в целях расчета вознаграждения по итогам работы года, у Общества не имеется оснований для уменьшения количества дней явок сотрудницы на работу на дни отпуска, предоставленного ей для участия в выборах в органы местного самоуправления.
Вывод:
Общество обязано освободить от работы работника-кандидата на время проведения выборов в органы местного самоуправления, предоставив ему неоплачиваемый отпуск. Считаем возможным оформить приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в связи с участием в предвыборной компании в органы местного самоуправления, указав в нем, что на указанный период за работником сохраняется место работы (должность).
В рассматриваемой ситуации, в целях расчета вознаграждения по итогам года, у Общества не имеется оснований для уменьшения количества дней явок сотрудницы на работу на дни отпуска, предоставленного ей для участия в выборах в органы местного самоуправления.
15 марта 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По дополнительным устным пояснениям инициатора запроса сотрудница участвовала в предвыборной кампании в качестве кандидата в органы местного самоуправления.
*(2) Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (ст. 172 ТК РФ).
*(3) Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Аналогичная норма предусмотрена также, например, ст. 25 Закона ХХской области от 21.02.96 "Об организации местного самоуправления в ХХской области", при этом гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения установления итогов и определения результатов выборов устанавливаются федеральными законами и законами ХХской области. Также, например, ХХский городской Совет является представительным органом муниципального образования "город ХХ", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 26 Устава города ХХа, принятого решением ХХского городского Совета от 28.04.2015 N 1015, ст. 1 Решение ХХского городского Совета от 06.09.2011 N 239).
*(4) Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата (ч. 3 ст. 41 Закона N 67-ФЗ).
*(5) За отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме, предусмотрена административная ответственность (ст. 5.7 КоАП РФ).
*(6) Отметим, что к указанному заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие исполнение государственных (общественных) обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/