Организация (кафе) начинает работу (прием посетителей) в 16.00 одного дня (например, 01.01.2017) и заканчивает в 02.00 другого дня (02.01.2017).
Как в данном случае правильно производить оприходование выручки и снятие Z-отчета на ККТ, если одна часть выручки относится к 01.01.2017, а другая её часть - к 02.01.2017?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Снятие Z-отчетов производится по окончании рабочей смены вне зависимости от того, что смена началась в один день, а закончилась на следующий день. Соответственно, выручка приходуется в кассу за полную рабочую смену. Исходя из Вашего примера это будет дата 02.01.2017.
Обоснование вывода:
Документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ, регламентируют "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила).
В п. 6.1 Типовых правил указано, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, а также составить кассовый отчет (форма N КМ-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру. Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Журнал кассира-операциониста". По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте.
Согласно пп. 5.2 п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) при использовании ККТ приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании изъятой из ККТ контрольной ленты, бланков строгой отчетности или других документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", на общую сумму принятых наличных денег.
Таким образом, снятие Z-отчета и оприходование выручки производятся по окончании рабочего дня. Приходуемая выручка должна соответствовать данным контрольной ленты.
При этом рабочий день (рабочая смена) сотрудников может начинаться в один календарный день, а заканчиваться в другой день. Следовательно, если в организации смена началась 01.01.2017, а закончилась 02.01.2017, то снимать Z-отчет и приходовать выручку следует 02.01.2017.
Подтверждением нашего мнения являются разъяснения специалистов налоговых ведомств, из которых следует, что снимать Z-отчеты нужно именно в конце смены (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707). Как поясняется в письме УФНС России по г. Москве от 20.04.2011 N 17-15/38757, поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены контрольно-кассовой техники.
При этом считаем, что начало и окончание рабочей смены кассира (оператора) должны соответствовать рабочей смене, установленной для этого сотрудника Правилами внутреннего трудового распорядка или иным локальным актом организации, регулирующим трудовой распорядок сотрудников.
Кроме того, порядок оприходования ежедневной выручки и порядок закрытия смены целесообразно утвердить в учетной политике организации.
Специалисты Минфина России в письме от 11.06.2009 N 03-01-15/6-311 также разъясняют, что в кассовой книге выручка отражается согласно внутреннему распоряжению руководителя или целиком на день снятия Z-отчета, или целиком за предыдущий день (смотрите также письмо УМНС по г. Москве от 03.02.2003 N 29-12/6552).
Ситуация, подобная Вашей, разъяснена письмом УФНС России по г. Москве от 26.11.2010 N 16-15/124515@. Сказано, что приходный кассовый ордер составляется на основании итогового чека (Z-отчета), который составляется за рабочую смену или за день после принятия в кассу организации всей дневной выручки. Плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, используют кассовый метод признания доходов и в качестве доходов, учитываемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, признают ежедневную выручку, проведенную через кассу и отраженную в Z-отчетах. В связи с тем, что предприятие работает с 11.00 до 03.00 следующего дня, а суточный отчет (Z-отчет) снимается с кассового аппарата ежедневно в 03.00, сумму дохода налогоплательщику следует определять по итогам операций за смену и отражать ее в кассовой книге.
Судьи в постановлении ФАС Уральского округа от 22.12.2009 N Ф09-10179/09-С3, поддержав организацию, представили следующие доводы. Техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам определено, что ККМ должна контролировать продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24 часов. Таким образом, начало рабочей смены продолжительностью 24 часа может не совпадать с началом календарных суток. Об этом же сказано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 N 09АП-51629/16. А в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 N 01АП-6850/15 зафиксировано, что продолжительность смены на ККМ в рассмотренном случае составляла не более 24 часов с момента окончания оформления первого платежного документа за смену и не совпадала с календарными сутками, однако это не свидетельствует о невыполнении обществом установленных законодательством требований.
В постановлении АС Уральского округа от 13.10.2016 N Ф09-8506/16 суды, основываясь на Правилах внутреннего трудового распорядка для работников, Инструкции о порядке оприходования ежедневной выручки, а также о порядке закрытия смены для операторов, обоснованно пришли к выводу о том, что выручка от реализации товаров за смену, начавшуюся 31.12.2012 и закончившуюся 01.01.2013, должна отражаться в день составления Z-отчета, то есть 01.01.2013, и включаться в доходы 2013 года.
Кроме того, суды допускают оприходование выручки на следующий день после снятия фискального отчета, например, когда режимы работы общества (с 12.00 до 24.00) и администрации (с 10.00 до 19.00) не совпадают (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 N 09АП-14607/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 N 15АП-8737/2008). В письме УФНС России по г. Москве от 03.05.2005 N 09-24/31061 также фактически было признано обоснованным оприходование наличных денежных средств на следующий день в ситуации, при которой режим работы предприятия отличался от режима работы бухгалтера (с 11 до 23 часов и с 9 до 18 часов соответственно).
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
13 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.