Является ли внедрение системы ХАССП обязательным для предприятий общественного питания?
Г.К. Габелли,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2016 г., с. 54-56.
Согласно ч. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции"*(1) при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки). Под ХАССП понимается концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
/--------------\ /--------------------------------------------\
| Изготовитель | |Организация независимо от ее |
| пищевой | |организационно-правовой формы или |
| продукции | |индивидуальный предприниматель, в том числе |
| |----------|иностранные, осуществляющие от своего имени |
| | |производство (изготовление) пищевой |
| | |продукции для реализации приобретателям |
| | |(потребителям) и несущие ответственность за |
| | |соответствие этой продукции требованиям |
| | |технических регламентов |
\--------------/ \--------------------------------------------/
Указанный технический регламент вступил в силу 01.07.2013, до 15.02.2015 действовал переходный период, когда изготовителям пищевой продукции давалось время для внедрения процедур, основанных на принципах ХАССП. Таким образом, с 15.02.2015 разработка, внедрение и поддержание процедуры, основанной на принципах ХАССП, обязательны для всех предприятий общественного питания, которые при оказании услуг общепита занимаются изготовлением продукции питания.
Напомним, предприятия общественного питания по характеру деятельности подразделяются следующим образом*(2).
/--------------------------------------------\
/-------| Классификационные группы предприятий по |-------\
| | характеру деятельности | |
| \--------------------------------------------/ |
/--------------\ /--------------\ /--------------\
| Предприятия | | Предприятия | | Предприятия |
| (объекты), | | (объекты), | | (объекты), |
| организующие | | организующие | | организующие |
| производство | |производство, | | реализацию |
| продукции | | реализацию | | продукции |
|общественного | | продукции | |общественного |
| питания с | |общественного | | питания с |
| возможностью | | питания и | | возможным |
| доставки | | обслуживание | | потреблением |
| потребителям | |потребителей с| | на месте |
| | | потреблением | | |
| | |на месте и на | | |
| | |вынос (вывоз) | | |
| | |с возможностью| | |
| | | доставки | | |
\--------------/ \--------------/ \--------------/
| | |
/--------------\ /--------------\ /--------------\
| Заготовочные | | Рестораны, | | Магазины |
|фабрики, цехи | | кафе, бары, | | (отделы) |
| по | | столовые, | | |
| производству | | предприятия | | |
|полуфабрикатов| | (объекты) | | |
| и кулинарных | | быстрого | | |
| изделий, | |обслуживания, | | |
|специализиро- | | закусочные, | | |
| ванные | | кафетерии, | | |
| кулинарные | | буфеты | | |
| цехи, | | | | |
| предприятия | | | | |
| (цехи) | | | | |
| бортового | | | | |
|питания и др. | | | | |
\--------------/ \--------------/ \--------------/
Добавим: система ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. Система предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.
Обратите внимание! Нарушение изготовителем (предприятием общепита) требований технических регламентов грозит привлечением к административной ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ.
Правонарушение | Мера ответственности | |||
Граждане | Должностные лица | ИП | Юридические лица | |
Нарушение требований технических регламентов | Штраф от 1 000 до 2 000 руб. | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | Штраф от 100 000 до 300 000 руб. |
То же, если влечет причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создает угрозу такого причинения | Штраф от 2 000 до 4 000 руб.* | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | Штраф от 30 000 до 40 000 руб.* | Штраф от 300 000 до 600 000 руб.* |
Повторное предыдущее нарушение | Штраф от 4 000 до 5 000 руб.** | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. | Штраф от 40 000 до 50 000 руб.** или приостановление деятельности на срок до 90 суток** | Штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.** либо приостановление деятельности на срок до 90 суток** |
* С конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. ** С конфискацией предметов административного правонарушения. |
1 ноября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
*(2) Классификация предприятий (объектов) общественного питания приведена в ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенном в действие с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"