Особенности реализации отдельных прав пациента в современных условиях (информированное согласие несовершеннолетнего)
Н.К. Елина,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин
Частного учреждения образовательной
организации высшего образования
"Медицинский университет "Реавиз"
Журнал "Медицинское право", N 4, июль-август 2016 г., с. 23-26.
В статье анализируются отдельные права пациента и возможность их эффективной реализации с учетом современных тенденций российского законодательства в сфере охраны здоровья.
Декларация прав ребенка - первый правовой акт, который был полностью посвящен правам детей. В преамбуле говорится, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации; ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; общество обязано осуществлять особую защиту о детях, неполноценных в физическом, психологическом или социальном отношении и др. [1]. Декларация сформулировала принципы, на которые должны опираться все государства в деятельности по обеспечению прав ребенка. Данная декларация не единственный международный правовой акт, затрагивающий права ребенка [2]. Общественность регулярно разрабатывает и предлагает новые подходы, касающиеся прав детей и методов их защиты.
Наряду с международными документами следует отметить российские правовые акты, гарантирующие не только защиту прав ребенка (лица, не достигшего возраста 18 лет (совершеннолетия) [3], но и обеспечение процедуры реализации этих прав. Основным правовым документом в нашей стране, конечно, после Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В законе также говорится об обеспечении прав детей на охрану здоровья в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, где осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей [3].
В списке нормативно-правовых актов особое место занимает Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в котором государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, а медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья [4].
Необходимым и обязательным условием любого медицинского вмешательства, в отношении любого человека, является дача предварительного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Говоря о ребенке (лице, не достигшем возраста 18 лет (совершеннолетия), нельзя не учитывать, что он находится в процессе постоянного развития от рождения до совершеннолетия, поэтому законодатель в части учитывает ступени развития ребенка как индивидуума.
Так, согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона N 323-ФЗ несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
Таким образом, несовершеннолетний (в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет) имеет право:
- дать согласие на медицинское вмешательство, практически на проведение любой операции, без согласия родителей или законных представителей, так как отсутствуют ограничения на законодательном уровне;
- отказаться от медицинского вмешательства, причем даже если родители или законные представители дают согласие и (или) настаивают на медицинском вмешательстве.
Возрастной ценз на самостоятельное принятие решения на медицинское вмешательство существовал и раньше в российском законодательстве [5].
Кроме того, п. 9 ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ определяет порядок осуществления медицинского вмешательства без согласия одного из родителей или иного законного представителя:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Казалось бы, законодателем рассмотрены все вопросы, касающиеся реализации и защиты прав несовершеннолетних, но до сих пор существуют пробелы, и поэтому законодательство нельзя признать достаточным для решения современных задач.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, считается недееспособным, поэтому не может заключать сделку (договор), в том числе и договор на оказание платных медицинских услуг. Хотя законодатель все-таки предусматривает возможность заключения сделки несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (ст. 26) [6].
А теперь рассмотрим примеры из практики.
Пациент - несовершеннолетний ребенок (в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет) дал информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое было осуществлено. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, представив письменное согласие своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Законодатель не определяет требования к оформлению данного письменного согласия родителей. Простая письменная форма - это один из вариантов оформления согласия, возможно, собственноручно написанная, хотя, возможно, отпечатанная на принтере компьютера, с подписью родителей, одного или обоих.
Законодатель предлагает еще одно условие-вариант: сделка, совершенная несовершеннолетним, действительна при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем [5].
Родители или законные представители должны будут признать, одобрить договор и оплатить оказанную услугу, конечно, при условии, если они согласны.
А если они не согласны, то у родителей или законных представителей есть право не одобрять договор на оказание платных медицинских услуг и, как следствие, не оплачивать.
Добровольное согласие на медицинское вмешательство, данное несовершеннолетним лицом (пациентом-ребенком) в письменной форме, может быть использовано в качестве подтверждения правомерности действий медицинских работников. При этом следует помнить, что добровольное информированное согласие пациента не является обязанностью заключить договор.
В случае если пациент-ребенок (в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет) дал добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и ему оказывают данную медицинскую помощь в рамках Программы оказания бесплатной медицинской помощи, то есть по полису, препятствий у медицинской организации в осуществлении медицинского вмешательства не возникает никаких.
К сожалению, не редки случаи, когда несовершеннолетняя пациентка (в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет) обращается в медицинскую организацию в связи с тем, что хочет сделать искусственное прерывание беременности. Законодателем согласно п. 3 ст. 56 предусматривается возможность после прохождения определенной процедуры искусственно прервать беременность:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая-седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая-двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая-десятая недели беременности [4].
Данная процедура предусмотрена для совершеннолетней женщины. При этом не рассматривается ситуация, когда искусственное прерывание беременности осуществляется у несовершеннолетней.
Медицинские работники процедуру искусственного прерывания беременности для несовершеннолетней пациентки в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет применяют по аналогии с процедурой для совершеннолетней женщины. При этом обязанность медицинской организации (медицинских работников) оповестить, пригласить ее родителей, усыновителей или попечителей для непосредственного участия в решении очень важных вопросов законодателем не предусмотрена.
Учитывая, что законодатель предусматривает возможность искусственного прерывания беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной [4].
Считаем, что данные пробелы законодательства недопустимы, требуется дальнейшее урегулирование законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, особенно при оказании им (несовершеннолетним) медицинской помощи (услуги).
Литература
1. Декларация прав ребенка: принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.
2. Конвенция о правах ребенка: принята 20.11.1989 Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
3. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS N 160): заключена в г. Страсбурге 25.01.1996 // Международные акты о правах человека: сборник документов. М.: Норма - ИНФРА-М, 2002. С. 733-740.
4. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах: принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник законодательства РФ. 2009. N 6. Ст. 679.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": принят ГД 03.07.1998, одобрен СФ 09.07.1998 // Российская газета. 1998. 5 августа. N 147.
6. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2012 N 323-ФЗ: принят Государственной Думой 01.11.2011, одобрен Советом Федерации 09.11.2011 // Российская газета. 2011. 23 ноября. N 263.
7. Статья 35 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении: утв. Верховным Советом Социалистических Республик 12.12.1969.
8. Статья 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят Государственной Думой 21.10.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Российская газета. 1994. 8 декабря. N 238-239.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru