Особенности применения профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения
Ф.Н. Кадыров,
Центральный научно-исследовательский институт организации и
информатизации здравоохранения Минздрава России,
г. Москва, Россия
Журнал "Менеджер здравоохранения", N 8, август 2016 г., с. 67-77.
От редакции: Одной из наиболее актуальных тем в настоящее время является внедрение профессиональных стандартов. Мы уже не раз писали о них. В этот раз вновь обратиться к данной теме заставило постановление Правительства российской федерации, определившее особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями. Из материала наши читатели не только узнают, в чем заключаются эти особенности, но и получат уникальную "пошаговую инструкцию" по поводу мероприятий, необходимых для введения профессиональных стандартов.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Правительство Российской Федерации установило особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для государственных (муниципальных) учреждений. Однако это не означает, что профессиональные стандарты обязательны для применения указанными учреждениями в полном объеме. Они обязательны только в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Да и то при условии, что такое требование к квалификации определено законами и т.д. Кроме того, профессиональные стандарты внедряются поэтапно. И эти этапы определяет само учреждение.
1. Полномочия правительства в части определения особенностей применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предоставлено право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения рядом организаций, в т.ч. и государственными или муниципальными учреждениями.
Реализуя эти полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 584).
2. Сроки введения профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях
Постановление N 584 установило, что профессиональные стандарты применяются государственными (муниципальными) учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - Планы).
Реализацию мероприятий Планов следует завершить не позднее 1 января 2020 г.
3. Обязательные и необязательные элементы профессиональных стандартов
Казалось бы, требования Постановления N 584 устанавливают жесткие требования по обязательности применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями. Однако это не совсем так. Во-первых, обязательность касается только требований к квалификации. В отношении применения положений, касающихся трудовых функций и других элементов профессиональных стандартов, решение принимает работодатель - причем как до 1 января 2020 года, так и после этой даты, установленной Правительством.
Во-вторых, использовать профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, нужно не в силу того, что они установлены в самом профессиональном стандарте, а в силу (и при условии) того, что требование соблюдения в этой части профессиональных стандартов установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Если подобных специальных требований нет, то и требование к квалификации работников, установленное в профессиональных стандартах, можно не соблюдать.
В-третьих, Постановление N 584 не внесло ничего принципиально нового в отношении обязательности применения профессиональных стандартов (сверх установленного законодательством) кроме сроков и наличия Планов.
В-четвертых, Постановление N 584 по сути даже создало для учреждений более льготные условия (в части сроков введения профессиональных стандартов) по сравнению с другими организационно-правовыми формами. До 1 января 2020 года можно внедрять не все профессиональные стандарты (в том числе в части, касающейся требований к квалификации), а только те, которые учреждения само решило применять.
Тем не менее, есть очень важный нюанс: учреждение в соответствии с Планом может не применять до 1 января 2020 года профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Но оно не может игнорировать положения указанных нормативных актов в части требований к квалификации, если они установлены безотносительно к профессиональным стандартам. Например, можно не вводить до 2020 года профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии" и, соответственно, не выполнять требование данного профессионального стандарта в части требований к квалификации работников, указанных в данном стандарте - наличие высшего образования. Но нельзя игнорировать требования Федерального закона "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации", других нормативных правовых актов, предполагающих наличие у врачей высшего медицинского образования.
Фактически это означает, что до срока, установленного самим учреждением (но не позднее 1 января 2020 г.) учреждение может не использовать профессиональные стандарты даже в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Но обязано выполнять аналогичные требования, установленные такими нормативными правовыми актами.
4. Пошаговая инструкция по введению профессиональных стандартов
Несмотря на наличие большого числа документов и разъяснений, многие учреждения плохо представляют себе, что они конкретно должны делать для внедрения профессиональных стандартов, как должны выглядеть соответствующие внутриучрежденческие документы (локальные нормативные акты). В связи с эти покажем один из возможных алгоритмов внедрения профессиональных стандартов с указанием ответственных за реализацию соответствующих мероприятий:
1. Проведение совещания по поводу создания Комиссии (Рабочей группы) по организации применения профессиональных стандартов (отв. - кадры).
2. Подготовка проектов Положения о Комиссии (Рабочей группе) по организации применения профессиональных стандартов и приказа об утверждении Положения (далее - Положение) (отв. - кадры).
3. Подготовка приказа о персональном составе Комиссии (Рабочей группы) по организации применения профессиональных стандартов (отв. - кадры).
4. Анализ и регулярное мониторирование утвержденных профессиональных стандартов в сфере здравоохранения и профессиональных стандартов по межотраслевым должностям (отв. - кадры).
5. Подготовка проекта Плана по организации применения профессиональных стандартов (отв. - кадры).
6. Рассмотрение проекта Плана по организации применения профессиональных стандартов на Комиссии (Рабочей группе) по организации применения профессиональных стандартов (отв. - кадры).
7. Утверждение Плана по организации применения профессиональных стандартов (отв. - кадры).
8. Разработка и утверждение шаблона должностной инструкции (отв. - кадры).
9. Рассылка утвержденных профессиональных стандартов и действующих должностных инструкций, подлежащих пересмотру в связи с утверждением профессиональных стандартов, руководителям структурных подразделений (отв. - кадры).
10. Оценка квалификации работников и потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников (отв. - кадры, руководители структурных подразделений).
11. Подготовка рекомендаций по внесению изменений в действующие должностные инструкции или по утверждению новой редакции должностных инструкций (отв. - руководители структурных подразделений).
12. Оформление проектов должностных инструкций и предоставление их на согласование курирующим заместителям руководителя или руководителю структурного подразделения более высокого уровня (отв. - кадры).
13. Согласование должностных инструкций юрисконсультом и иными лицами, в соответствии с утвержденным шаблоном должностной инструкции (отв. - кадры).
14. Утверждение должностной инструкции (отв. - кадры).
15. Ознакомление работников с должностной инструкцией и/или внесение изменений в трудовой договор в установленном порядке (отв. - кадры).
Обращаем внимание на то, что многие пункты могут реализовываться параллельно, а не строго в указанной выше последовательности.
5. Комиссия (рабочая группа) по организации применения профессиональных стандартов
Работа по организации применения профессиональных стандартов предполагает вовлечение в этот процесс многих работников учреждения и коллегиальность принимаемых решений на этапе подготовки локальных нормативных актов. В связи с этим целесообразно создавать в учреждениях такой рабочий орган, как Комиссия (либо Рабочая группа и т.п.) по организации применения профессиональных стандартов.
Состав, функции, регламента работы Комиссии (Рабочей группе) по организации применения профессиональных стандартов приведены ниже в рамках образца приказа, утверждающего создание соответствующей Комиссии.
-------------------------------------------------------------------------
(наименование учреждения)
Приказ
"_____" _______ 20 ___ г. N_____
_________________________________________________________________________
(населенный пункт)
Об утверждении Положения
о Комиссии (Рабочей группы) по организации
применения профессиональных стандартов
В целях организации работ по применению профессиональных стандартов
с учетом мнения работников (представительного органа работников) -
протокол заседания профкома N ____ от _____.
Приказываю:
1. Утвердить Положение о Комиссии (Рабочей группе) по организации
применения профессиональных стандартов (Приложение N 1).
2. Заместителю главного врача по кадрам подготовить проект приказа
об утверждении поименного состава Комиссии (Рабочей группы) по
организации применения профессиональных стандартов.
(подпись)
3. Ввести в действие настоящий приказ с "____" ____ 20 ____ г.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя
главного врача по кадрам _____.
Главный врач ___________________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 1
Положение
о Комиссии (рабочей группе) по организации применения профессиональных стандартов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Комиссии (Рабочей группе) по организации применения профессиональных стандартов (далее - Комиссия) разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" и направлен на установления порядка работы по введению в учреждении профессиональных стандартов.
Положение предусматривает порядок формирования, основные задачи, функции и права Комиссии.
1.2. В своей работе Комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, нормировании и охране труда, коллективным договором, локальными нормативными правовыми актами учреждения.
1.3. Комиссия является составной частью системы управления трудовыми ресурсами в учреждении.
1.4. Работа комиссии строится на принципах социального партнерства, что выражается во включении в состав Комиссии представителя работников (профсоюзной организации) и учете мнения представителя работников при работе Комиссии.
1.5. В состав Комиссии входят в соответствии с должностью:
- заместитель главного врача по кадрам - председатель Комиссии;
- заместитель главного врача по экономическим вопросам - заместитель председателя Комиссии;
- специалист отдела кадров - секретарь комиссии;
- заместитель главного врача по медицинской части (начмед);
- заместитель главного врача по клинико-экспертной работе;
- председатель профсоюзной организации учреждения - по согласованию;
- юрисконсульт.
Персональный (пофамильный) состав Комиссии утверждается приказом главного врача.
Выдвижение в состав комиссии представителей работников учреждения осуществляется на основании решения профкома.
К работе Комиссии могут привлекаться другие сотрудники учреждения с совещательным голосом.
2. Функции Комиссии
2.1. Целью деятельности Комиссии является содействие организации внедрения в учреждении профессиональных стандартов путем планирования работы по введению профессиональных стандартов, коллегиальной оценки предполагаемых к внедрению профессиональных стандартов, должностных инструкций, аттестации работников и т.д.
2.2. Комиссия осуществляет следующие функции:
- разработка плана работ по введению профессиональных стандартов;
- предварительное рассмотрение предложений кадровой службы и руководителей структурных подразделений по пересмотру должностных инструкций;
- вынесение предложений по срокам введения профессиональных стандартов;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением прав работников, предусмотренных действующим законодательством и коллективным договором (соглашением);
- информирование работников учреждения о проводимых мероприятиях по внедрению профессиональных стандартов;
- рассмотрение предложений Администрации учреждения, представителей работников и отдельных работников по вопросам введения профессиональных стандартов;
- разработка мероприятий по повышению квалификации работников;
- разработка предложений по проведению аттестации работников на предмет соответствия их квалификации требованиям профессиональных стандартов;
- создании системы мер, направленных на соблюдение утвержденных должностных инструкций.
3. Порядок работы Комиссии
3.1. Комиссия возглавляется председателем Комиссии.
3.2. Заместитель председателя Комиссии по указанию или по согласованию с председателем Комиссии, а также в период его отсутствия осуществляет его функции и имеет право подписи документов при отсутствии председателя.
3.3. Секретарь комиссии осуществляет:
- оперативный контроль за исполнением планов, решений и рекомендаций Комиссии;
- выполнение указаний председателя или заместителя председателя Комиссии;
- подготовку проектов планов работы Комиссии, рекомендаций, решений, заключений Комиссии по соответствующим вопросам, контролирует их прохождение и необходимые согласования;
- оповещение членов Комиссии, а также привлекаемых к работе с ней специалистов о времени и месте проводимых мероприятий (заседаний Комиссии и т.д.);
- ведение протоколов заседаний Комиссии;
- по согласованию в установленном порядке может представлять Комиссию на общественных мероприятиях, в общественных организациях, осуществлять необходимые связи со средствами массовой информации.
3.4. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с разработанными ею регламентом и планом работы, которые рассматриваются и утверждаются на ее заседаниях и являются составной частью плана работы учреждения.
3.5. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если в их работе участвуют более половины членов комиссии.
3.6. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов при наличии кворума и носят рекомендательный характер. При равенстве голосов за и против предлагаемого решения голос председателя Комиссии (исполняющего обязанности председателя) является решающим.
3.7. Комиссия оформляет свои решения протоколами.
3.8. Проекты приказов по учреждению, согласованные на заседании Комиссии и оформленные протоколом, не нуждаются в дополнительном согласовании должностными лицами учреждения. В этом случае в листе согласования проекта указывается только номер и дата протокола заседания Комиссии и ставится подпись председателя либо секретаря Комиссии.
3.9. Комиссия отчитывается о проделанной работе перед Администрацией и коллективом учреждения не реже одного раза в год. Председатель комиссии информирует профком о принимаемых Комиссией решениях.
3.10. Деятельность комиссии обеспечивается (в т.ч. при необходимости финансируется) Администрацией учреждения. По согласованию Администрации учреждения с профсоюзной организацией деятельность Комиссии может полностью или частично финансироваться представителем работников (профсоюзной организацией).
4. Права Комиссии
Комиссия имеет право:
4.1. Получать от Администрации учреждения информацию:
- об утвержденных профессиональных стандартах;
- об утвержденных в учреждении должностных инструкциях;
- об уровне образования (квалификации) работников.
4.2. Заслушивать на заседаниях комиссии:
- сообщения Администрации учреждения, руководителей структурных подразделений и других работников учреждения о должностных инструкциях, об их выполнении и т.д.;
- предложения по совершенствованию кадрового обеспечения учреждения.
4.3. Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам, находящимся в компетенции Комиссии.
4.4. Вносить в Администрацию учреждения предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по введению профессиональных стандартов.
4.5. Беспрепятственно посещать рабочие места и соответствующие службы учреждения для выяснения вопросов, входящих в компетенцию Комиссии;
4.6. Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства, изменением условий труда и т.д.
6. Разработка плана по организации применения профессиональных стандартов
Постановление N 584 установило, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - Планы), содержащих в том числе:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Образец Плана по организации применения профессиональных стандартов приведен ниже в рамках приказа, утверждающего соответствующий План.
-------------------------------------------------------------------------
(наименование учреждения)
Приказ
"_____" _______ 20 ___ г. N_____
_________________________________________________________________________
(населенный пункт)
Об утверждении Плана
по организации применения
профессиональных стандартов
В целях организации работы по применению профессиональных
стандартов в учреждении с учетом мнения работников (представительного
органа работников) (протокол заседания N ____ от ____ )
Приказываю:
1. Утвердить
- План по организации применения профессиональных стандартов
(Приложение N 1);
2. Ввести в действие настоящий приказ с "___" ___ 20 ____ г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя главного врача по кадрам _____.
Главный врач ___________ ____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 1
План по организации применения профессиональных стандартов
1. Общие положения
Настоящий План по организации применения профессиональных стандартов (далее - План) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" и направлен на установления порядка работы по введению в учреждении профессиональных стандартов.
2. Определение перечня (списка) профессиональных стандартов, подлежащих применению
Перечень (список) профессиональных стандартов, подлежащих применению, определяется в соответствии с рекомендациями Комиссии (Рабочей группы) по организации применения профессиональных стандартов.
Соответствующий Перечень дополняется по мере появления новых профессиональных стандартов не реже 1 раза в квартал.
Перечень (список) профессиональных стандартов, подлежащих применению
1. "Специалист в области медико-профилактического дела" (Приказ Минтруда России N 399н от 25.06.2015)
2. "Специалист по педиатрии" (Приказ Минтруда России N 400н от 25.06.2015)
3. "Младший медицинский персонал" (Приказ Минтруда России N 2н от 12.01.2016)
4. "Провизор" (Приказ Минтруда России N 91н от 9.03.2016)
5. "Врач-стоматолог" (Приказ Минтруда России N 227н от 10.05.2016)
6. ...
3. Анализ потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников
Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, формируются на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и изучения кадрового состава учреждения (фактической квалификации сотрудников учреждения).
Анализ в части квалификационного уровня работников, а также кадрового состава учреждения проводит отдел кадров.
Руководители структурных подразделений проводят оценку потребности работников с определенными знаниями, навыками, а также анализ соответствия работников требованиям разделов профессиональных стандартов:
- "Необходимые знания"
- "Необходимые умения".
Соответствующая информация может быть получена в т.ч. на основе проведения аттестации работников на соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе.
На основе выполненного анализа должны быть проведены соответствующие мероприятия по образованию и обучению работников в установленном порядке.
Потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников
N п/п | ФИО | Подразделение | Должность | Профессиональный стандарт, соответствующий должности | Соответствие /не полное соответствие требованиям профстандартов | Необходимость повышения квалификации | Форма повышения квалификации | Сроки |
4. План-график (этапы) введения профессиональных стандартов
Наименование профстандарта | Дата утверждения и номер | Перечень должностей учреждения, на которые распространяются профстандарты | Дата внедрения профстандарта в учреждении | Примечание |
"Специалист по педиатрии" | 25.06.2015 по N 400 | заведующий педиатрическим отделением | 01.01.2017 | |
врач - аллерголог - иммунолог | 01.01.2017 | |||
врач - анестезиолог - реаниматолог | 01.01.2017 | |||
врач - гастроэнтеролог | 01.01.2017 | |||
Приоритетными для введения являются профессиональные стандарты, которые:
- касаются медицинских и руководящих должностей;
- содержат требования к квалификации работников, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- касаются вновь вводимых должностей;
- были приняты в более ранние сроки.
5. Перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению
Перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, определяется на основе анализа действующих документов.
Изменение или отмена соответствующих документов производятся в установленном порядке.
Перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению
Наименование документа | Дата принятия | Номер документа | Подлежит изменению или отмене | Сроки отмены или внесения изменений |
7. Заключение
Постановление N 584 установило достаточно общие требования к внедрению профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями, избегая мелочной регламентации, что можно рассматривать как положительный момент. Тем самым Правительство Российской Федерации оставило достаточно простора для инициативы и самостоятельности учреждений. По большому счету, Правительство требует от учреждений самостоятельно установить сроки внедрения профессиональных стандартов в рамках собственных планов по их внедрению.
Литература
1. Антропова Т.Ю. Обязательность применения профстандартов // Руководитель бюджетной организации, 2016. - N 6.
2. Будакова Н.И. Начинаем применять профстандарты с 1 июля 2016 года // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016. - N 6.
3. Зайцева Г.Г. Готовимся к применению профстандартов // Руководитель автономного учреждения. - 2015. - N 5.
4. Кадыров Ф.Н., Кулбужева Л.Ю. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов // Менеджер здравоохранения, 2016. - N 4. - С. 69-77.
5. Информация Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 февраля 2016 года "О применении профессиональных стандартов в сфере труда".
6. Межуева Т. Профессиональные стандарты: как организовать работу после их принятия // Кадровый вопрос, 2015. - N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru