В компьютерном комплекте монитор, системный блок и клавиатура учитываются на счете 0 101 34 000. Клавиатура сломалась. Как отразить в учете приобретение и установку новой клавиатуры? Что делать со старой? Какими документами и проводками следует произвести замену?
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 66-71.
Согласно п. 27 Инструкции N 157н*(1) изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случае достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также при переоценке объектов нефинансовых активов.
Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
Примечание. Работы по замене клавиатуры относятся к работам по текущему ремонту. Они не меняют стоимость компьютерного комплекта.
Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" (п. 27 Инструкции N 157н, п. 9 Инструкции N 174н*(2)).
При замене сломанной клавиатуры на исправную стоимость компьютера не меняется. Информация о замене клавиатуры отражается в инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032). На счетах бухгалтерского учета операции по замене клавиатуры в соответствии с нормами Инструкции N 174н отражаются так:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принята к учету клавиатура | 0 105 36 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 |
Произведена оплата стоимости клавиатуры: | ||
- в случае приобретения клавиатуры через подотчетное лицо наличным расчетом | 0 208 34 660 | 0204 31 610 |
- в случае оплаты стоимости клавиатуры безналичным платежом без участия подотчетного лица | 0 302 34 830 | 0 201 11 610 |
Установлена клавиатура на компьютер (в инвентарной карточке объекта учета делается соответствующая отметка) | 0 109 хх 272 0 401 20 272 | 0 105 36 440 |
Пунктом 34 Инструкции N 174н установлено, что принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, включая работы по демонтажу экспериментальных устройств, отражается на основании первичных учетных документов (актов о списании, предусмотренных Инструкцией N 174н, и акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) бухгалтерской записью:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 21 340 - 0 105 26 340, 0 105 31 340 - 0 105 36 340)
Кредит счета 0 401 10 180 "Прочие доходы"
Запасные части (детали, узлы), предназначенные для утилизации, нужно принять к учету, несмотря на то что фактически они не используются для хозяйственных нужд учреждения (из положений п. 34 Инструкции N 174н следует, что к учету принимаются объекты, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд). Поскольку при передаче объектов на утилизацию фактически происходит операция по их реализации, логично принять к учету реализуемые объекты. Оценочная стоимость объектов, подлежащих утилизации, определяется комиссией по принятию к учету и списанию объектов нефинансовых активов. Обычно объекты, подлежащие утилизации, хранятся в отдельном помещении. Когда накапливается достаточное количество таких объектов, заключается договор с организацией, занимающейся утилизацией данных отходов (по приему, переработке, извлечению драгоценных металлов), объекты, подлежащие утилизации, принимаются к бухгалтерскому учету и реализуются (передаются на утилизацию). С целью организации лучшего учета каждый объект, переданный на склад для последующей утилизации, должен быть принят к бухгалтерскому учету. По нашему мнению, в учетной политике учреждения можно установить, что при передаче объекта, подлежащего утилизации, на склад его учет ведется в условной оценке "один объект - 1 руб." на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение". Когда учреждение принимает решение об утилизации находящихся на складе объектов, комиссия устанавливает их оценочную стоимость (обычно она равна цене, по которой данные объекты принимаются к утилизации). Объекты списываются с забалансового учета и принимаются к балансовому учету. При реализации этих объектов их стоимость списывается с бухгалтерского учета.
Здесь же обращаем ваше внимание на ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", из которой следует, что лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых они образуются.
Лом и отходы драгоценных металлов организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов.
Компьютерная техника (ее элементы), другое оборудование (его элементы), содержащие драгоценные металлы, сдаются организации (аффинажной организации) для переработки и извлечения драгоценных металлов из деталей и узлов оборудования.
Для справки! Закупка услуг по переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, иными государственными и муниципальными заказчиками регулируется Законом о контрактной системе, Законом о закупках товаров, работ, услуг (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 N Д28и-1477).
Начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких методов (ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе):
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
В соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), указанных методов заказчик вправе применить иные методы. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567.
Пример
В учете бюджетного медицинского учреждения числится компьютер балансовой стоимостью 45 000 руб. Клавиатура сломалась. Учреждение купило и установило новую клавиатуру (ее стоимость - 1 500 руб.). Сломанная клавиатура была передана на склад для утилизации. Приняв решение об утилизации находящихся на складе запасных частей (узлов, деталей) оборудования, непригодных для дальнейшего использования, учреждение заключило со сторонней (аффинажной) организацией договор, по условиям которого организация приобретает объекты по цене 8,40 руб. за 1 кг. Вес объектов, передаваемых для аффинажа, составляет 580 кг. Вывоз объектов с территории учреждения производится силами сторонней организации. Комиссия установила оценочную стоимость передаваемых на утилизацию объектов, равную 4 300 руб. Количество утилизируемых объектов - 697 шт. Операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.
На счетах бухгалтерского учета операции, описанные в примере, будут отражены так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документы-основания | |||||
Выданы под отчет денежные средства из кассы учреждения на приобретение новой клавиатуры | 2 208 34 560 | 2 201 34 610 | 1 200 | Расходный кассовый ордер (ф. 0310002), заявление подотчетного лица | |||||
Принята к учету клавиатура, приобретенная подотчетным лицом | 2 105 36 340 | 2 208 34 660 | 1 200 | Кассовый чек, товарный чек (форма ТОРГ-12), приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) | |||||
Установлена клавиатура вместо пришедшей в негодность | 2 109 60 272 | 2 105 36 440 | 1 200 | Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), одновременно делается запись в инвентарной карточке (ф. 0504031) компьютера, на который была установлена клавиатура | |||||
Принята к учету и передана на склад непригодная для дальнейшего использования клавиатура | 1 | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) | |||||||
Приняты к бухгалтерскому учету объекты, подлежащие утилизации, по оценочной стоимости | 2 105 36 340 | 2 401 10 180 | 4 300 | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) | |||||
Списаны с забалансового учета объекты, подлежащие утилизации и принятые по оценочной стоимости, на счета балансового учета | 697 | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) | |||||||
Списаны переданные на утилизацию объекты | 2 401 10 180 | 2 105 36 440 | 4 300 | Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205), договор со сторонней организацией | |||||
Начислены доходы, полученные учреждением от передачи объектов на утилизацию (580 кг х 8,40 руб.) | 2 205 80 560 | 2 401 10 180 | 4 872 | Договор со сторонней организацией | |||||
Поступили денежные средства от сторонней организации | 2 201 11 510 | 2 205 80 660 | 4 872 | Выписка из банка |
1 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"