Независимая оценка квалификации
О. Лунина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 41-50.
С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, согласно которым учреждения должны применять профессиональные стандарты. Отвечают ли работники требованиям этих стандартов - определит независимая оценка квалификации, которая с 1 января 2017 года будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-Ф3 (далее - Федеральный закон N 238-Ф3). В статье рассмотрим, кем и как будет осуществляться такая оценка.
Необходимость оценки квалификации
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.
Оценка квалификации (сертификации) в международной практике - это процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом международный опыт свидетельствует, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки.
Как мы уже сказали в предисловии, в нашей стране независимая оценка квалификации будет проводиться с 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом N 238-Ф3.
Данный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 238-Ф3).
Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Обратите внимание!
Указанный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
Независимая оценка и ее участники
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций согласно Федеральному закону N 238-Ф3 (ст. 2 Федерального закона N 238-Ф3).
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Участниками системы независимой оценки квалификации являются (ст. 3 Федерального закона N 238-Ф3):
/-------------\ /----------------\ /------------------------------------\
| | | Национальный | |Национальный совет при Президенте РФ|
| | | совет | | по профессиональным квалификациям, |
| |-| |-| который является консультативным |
| | | | | органом по вопросам, касающимся |
| | | | | развития квалификаций в РФ |
| | \----------------/ \------------------------------------/
| |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Национальное | | Автономная некоммерческая |
| | | агентство | | организация, в состав учредителей |
| |-| развития |-| которой входят общероссийские |
| | | квалификаций | | объединения работодателей, |
| | | | | профсоюзов и РФ в лице федеральных |
| | | | | органов исполнительной власти, |
| | | | | уполномоченных Правительством РФ |
| | \----------------/ \------------------------------------/
| |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Советы по | | Орган управления, наделенный |
| |-|профессиональным|-| полномочиями по организации |
| Участники | | квалификациям | | проведения независимой оценки |
| системы | | | | квалификации по определенному виду |
| независимой | | | | профессиональной деятельности |
| оценки | \----------------/ \------------------------------------/
|квалификации |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Центры оценки | | Юридическое лицо, осуществляющее |
| |-| квалификаций |-| деятельность по проведению |
| | | | | независимой оценки квалификации |
| | \----------------/ \------------------------------------/
| |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Работодатели | | Физические либо юридические лица |
| |-| |-|(организации), вступившие в трудовые|
| | | | | отношения с работником |
| | \----------------/ \------------------------------------/
| |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Соискатели | | Работник или претендующее на |
| | | | | осуществление определенного вида |
| |-| |-| трудовой деятельности лицо, |
| | | | | обратившиеся, в том числе по |
| | | | | направлению работодателя, в центр |
| | | | | оценки квалификаций для |
| | | | | подтверждения своей квалификации |
| | \----------------/ \------------------------------------/
| |
| | /----------------\ /------------------------------------\
| | | Уполномоченный | | Федеральный орган исполнительной |
| | | орган | | власти, осуществляющий функции по |
| |-| исполнительной |-| выработке и реализации |
| | | власти | | государственной политики и |
| | | | |нормативно-правовому регулированию в|
| | | | | сфере труда |
\-------------/ \----------------/ \------------------------------------/
Рассмотрим, какие функции выполняют отдельные участники системы независимой оценки квалификации.
Национальный совет. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 238-ФЗ данный орган осуществляет координацию деятельности входящих в его состав федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации.
Издание нормативных правовых актов РФ по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.
Национальное агентство развития квалификаций. В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 238-Ф3 данный участник системы независимой оценки квалификации осуществляет следующие функции:
- обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
- подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;
- организует формирование и ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, который представляет собой информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);
- утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;
- осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ;
- осуществляет иные функции в соответствии с Федеральным законом N 238-Ф3.
Совет по профессиональным квалификациям. Этот орган создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 238-Ф3).
Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В его состав входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности осуществляет следующие функции (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 238-Ф3):
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к ним, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
Деятельность совета по профессиональным квалификациям финансируется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством РФ источников.
Центр оценки квалификаций. Данный центр проводит независимую оценку квалификации на основании профессионального экзамена. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра советом по профессиональным квалификациям.
Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случаях (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 238-Ф3):
- несоответствия деятельности центра установленным требованиям;
- неоднократного нарушения порядка проведения профессиональных экзаменов;
- представления заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней*(1);
- поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
- ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ГК РФ.
В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.
Деятельность центра финансируется за счет собственных средств и других не запрещенных законодательством РФ источников.
Уполномоченный орган исполнительной власти. Он осуществляет следующие полномочия (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 238-Ф3):
- утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;
- утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок его заполнения и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;
- утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием интернета;
- утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;
- утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
- утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к ним, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
- утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;
- утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.
Проведение независимой оценки квалификации
Независимая оценка квалификации проводится в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 238-ФЗ. Она осуществляется в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Проект такого порядка правительством подготовлен, но до настоящего времени еще не утвержден. Согласно данному проекту экзамен должна принимать экспертная комиссия численностью не менее трех человек.
Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за его счет, за счет иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 238-Ф3).
Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу. Оно может быть подано лично, через законного представителя или в форме электронного документа через интернет. Кроме этого, представляется копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
При проведении профессионального экзамена используются оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации. Они включают в себя комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций.
По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации. В случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена соискателю выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 238-Ф3).
Соискатель, работодатель, иные физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации осуществляется с помощью реестра сведений. В него включаются (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 238-Ф3):
- информация о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
- сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
- сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
- перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в интернете;
- иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре, несет национальное агентство развития квалификаций.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением тех, что содержат персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в интернете, перечень которых содержится в реестре.
* * *
В заключение обратим внимание на следующее. Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Если работник направляется на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Независимая оценка квалификации работника по инициативе работодателя оплачивается за счет последнего.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В этом случае сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"