Транспортный налог: особенности исчисления и уплаты в 2016 году
Е. Зобова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 60-68.
Не все учреждения культуры и искусства являются плательщиками транспортного налога, а только те из них, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Поскольку уже подходят сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу, то целесообразно уделить особое внимание данному налогу.
Об изменениях, внесенных в гл. 28 НК РФ, а также отдельных вопросах исчисления транспортного налога в 2016 году читайте в предложенном материале.
Новшества гл. 28 НК РФ
Перечень дорогостоящих автомобилей
В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн. руб.) с 1 января 2014 года гл. 28 НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.
С 1 января 2016 года внесены изменения в п. 2 ст. 362 НК РФ (Федеральный закон от 28.11.2015 N 327-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"): уточнен порядок применения перечня дорогих автомобилей. Теперь однозначно указано, что перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга РФ. Можно сделать вывод, что в отношении добавленных в перечень моделей пересчитывать налог за прошлые годы с применением повышающего коэффициента не нужно.
К сведению. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. для налогового периода 2016 года приведен в Информации Минпромторга РФ от 26.02.2016.
Об особенностях расчета стоимости дорогих автомобилей даны разъяснения в Письме ФНС РФ от 10.02.2016 N БС-4-11/2155.
В соответствии с п. 3 Порядка*(1) расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода.
Согласно п. 4 Порядка средняя стоимость автомобилей рассчитывается исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.
С учетом изложенного графы перечня "Количество лет, прошедших с года выпуска", "Марка" и "Модель (версия)" формируются на основании сведений, предоставленных производителями легковых транспортных средств.
Таким образом, налогоплательщики-организации должны представлять налоговые декларации и уплачивать транспортный налог на легковые автомобили стоимостью свыше 3 млн. руб. с учетом повышающего коэффициента в соответствии с информацией, указанной в перечне.
Месяц регистрации ТС: учитывать или нет?
С 1 января 2016 года также вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в гл. 28 НК РФ.
С 2016 года в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении указанного коэффициента.
Таким образом, теперь продавец и покупатель транспортного средства не будут сразу оба уплачивать транспортный налог за месяц, в котором произошла его перерегистрация, как это было раньше (Письмо Минфина РФ от 15.01.2016 N 03-05-06-04/825).
Более того, с учетом новшеств в случае если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства произошли в один день, то уплата транспортного налога в отношении данного транспортного средства НК РФ не предусмотрена (Письмо Минфина РФ от 24.08.2016 N 03-05-05-04/49344).
К сведению. Срок представления декларации по транспортному налогу за 2016 год - не позднее 1 февраля 2017 года. Стоит отметить, что 22.08.2016 на официальном сайте http://regulation.gov.ru был размещен проект приказа ФНС РФ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения", подготовленный с учетом внесенных изменений (Письмо ФНС РФ от 26.08.2016 N БС-4-11/15777).
Налоговый вычет по транспортному налогу
3 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым введен налоговый вычет по транспортному налогу: сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
Поскольку учреждения культуры и искусства не имеют на своем балансе большегрузы, то эти новшества мы не будем рассматривать.
Отдельные вопросы, возникшие при расчете транспортного налога в 2016 году
Что является основанием для возникновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога?
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050).
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (письма Минфина РФ от 15.04.2016 N 03-05-06-04/21706, от 21.04.2016 N 03-05-06-04/23108).
Отметим, что вопросы, связанные с регистрацией (снятием с регистрации) автотранспортных средств, относятся к компетенции МВД РФ (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 N 03-05-06-04/18397).
Суды также придерживаются мнения, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не его фактического использования (Постановление АС ВВО от 17.05.2016 N Ф01-1577/2016 по делу N А79-4212/2015).
Конституционный суд в Определении от 24.03.2015 N 541-О указал, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.
Важным является и тот факт, что уклонение организации от государственной регистрации транспортных средств не освобождает ее от уплаты транспортного налога. Налоговые органы считают, что, несмотря на отсутствие регистрации транспортных средств своевременно в установленном законом порядке, у налогоплательщика существует обязанность по начислению и уплате транспортного налога. Такую позицию налоговиков поддерживают и судебные инстанции: неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов обложения транспортным налогом, при этом нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств (Постановление АС ПО от 08.02.2016 N Ф06-5004/2015 по делу N А65-9483/2015, Постановление АС УО от 10.02.2016 N Ф09-11766/15 по делу N А76-14039/2015).
На учреждение культуры зарегистрировано транспортное средство, которое фактически не используется. Можно ли в отношении данного транспортного средства не уплачивать транспортный налог?
Нет, нельзя. Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие на основании НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества (письма Минфина РФ от 10.02.2016 N 03-05-06-04/7067, от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050).
Таким образом, даже если транспортное средство, зарегистрированное на учреждение культуры, фактически не используется в его деятельности, исчислять и уплачивать транспортный налог все равно надо.
На учреждение культуры, а также на его обособленное подразделение, находящееся в другом субъекте РФ, зарегистрированы транспортные средства. Могут ли различаться суммы транспортного налога в разных субъектах РФ по аналогичным транспортным средствам?
Да, могут. Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие на основании НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
Например, налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (письма Минфина РФ от 10.02.2016 N 03-05-06-04/7067, от 10.02.2016 N 03-05-06-04/7002).
Отметим, что разъяснения об установлении законами субъектов РФ размеров ставок транспортного налога, а также об основаниях их установления представляют финансовые органы субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).
На учреждение культуры было зарегистрировано транспортное средство. 25 апреля 2016 года это транспортное средство было перерегистрировано на обособленное подразделение данного учреждения, которое находится в другом субъекте РФ. Как в этом случае рассчитывать транспортный налог учреждению культуры и обособленному подразделению?
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в названном пункте.
Согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина РФ от 11.08.2016 N 03-05-05-04/47037, аналогичный порядок должен применяться при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах РФ.
Из приведенных норм следует, что учреждение культуры должно уплатить транспортный налог в отношении данного транспортного средства с января по апрель (включительно) 2016 года, а обособленное подразделение - с мая по декабрь 2016 года.
На учреждение искусства зарегистрировано транспортное средство. Но 10 июля 2016 года его угнали. Как рассчитывать транспортный налог в этом случае?
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в силу законодательства РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ). Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Таким образом, при представлении в налоговый орган справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в названном пункте.
По мнению Минфина, данный порядок должен применяться также в случае угона транспортного средства (Письмо от 17.03.2016 N 03-05-05-04/14738).
Таким образом, учреждение искусства должно уплачивать транспортный налог с января по июнь (включительно) 2016 года, начиная с июля 2016 года транспортный налог не уплачивается при наличии соответствующей справки.
* * *
В 2016 году транспортный налог исчисляется с учетом новшеств, внесенных в гл. 28 НК РФ, в том числе касающихся учета месяца перерегистрации транспортного средства и особенностей применения перечня дорогостоящих автомобилей.
В статье рассмотрены конкретные вопросы, возникшие у организаций - плательщиков транспортного налога в 2016 году, ответы на которые даны с учетом мнения представителей Минфина, ФНС и судебной практики. Отметим, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не его фактического использования. При этом вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 N 316.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"