Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права
В.В. Долинская,
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского права
Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА),
член Научно-консультативного совета
при Верховном Суде Российской Федерации
Л.М. Долинская,
врач ФГБУ "Федеральный научно-клинический
центр спортивной медицины и реабилитации"
ФМБА России
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 10, октябрь 2016 г., с. 68-73.
По различным статистическим данным, в мире зафиксировано от 670 до 800 млн. инвалидов (10-12% от общей численности населения планеты). С учетом членов их семей проблема инвалидности напрямую касается 1/4 населения мира. В России инвалидов насчитывается около 13 млн. человек, что составляет приблизительно 8,8% населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4% населения*(1).
Эта статистика, а также провозглашение России в ст. 7 Конституции РФ социальным государством заставляют обратиться к проблемам прав инвалидов, в том числе к проблеме так называемой безбарьерной среды.
За рубежом к осознанию проблем создания безбарьерной среды пришли после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с физическими (и психическими) нарушениями различного рода, в том числе инвалидов. В начале 50-х гг. ХХ в. в Совете Европы начала работать комиссия, занимающаяся решением вопросов по созданию среды обитания, соответствующей потребностям людей с ограниченными возможностями. Комиссия приняла решение о проектировании и оборудовании зданий, доступных для инвалидов, известное как норма N 20 Европейского Союза "Требования, обеспечивающие доступ инвалидов в здания".
В конце 50-х гг. ХХ в. во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации при проектировании окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов. Постепенно эти рекомендации стали переходить в сферу правовых актов.
Первые из них разработаны в США на рубеже 50-60-х гг. ХХ в. Примечательно, что в США есть акты о правах инвалидов общего характера и акты по конкретным вопросам, в частности, Акт об архитектурных барьерах 1968 г., который запрещает архитектурные барьеры в зданиях, принадлежащих или арендуемых федеральными властями.
В 60-70-е гг. ХХ в. нормы в сфере архитектуры и строительства, обеспечивающие потребности инвалидов (в первую очередь, передвигающихся на креслах-колясках), появились в Дании (1960), Швейцарии (1963), Канаде (1965), Франции (1966), Великобритании (1967), Австралии, Бельгии и Нидерландах (1968), Финляндии и Швеции (1969), Германии (1972).
Вначале эти нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают потребности всех категорий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями.
Россия прошла аналогичный путь в строительстве и проектировании окружающей среды: от изоляции инвалидов через внедрение приспособлений к возможностям инвалидов в общественных зданиях до создания безбарьерной среды; от учета отдельных потребностей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, прежде всего инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, до охвата всех категорий инвалидов и маломобильных граждан.
Первые нормы были разработаны в конце 80-х гг. ХХ в., в частности, Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест, в которой впервые были обобщены требования, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов одной категории в местах общественного пользования.
Следующий этап - 90-е гг. ХХ в.: Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"*(2), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(3) (далее - ФЗ N 181-ФЗ), в котором заложены базовые положения, необходимые для формирования доступной для инвалидов окружающей среды, и другие правовые акты, создающие нормативную базу для внедрения приспособлений для различных категорий инвалидов.
Третий этап ознаменован принятием в соответствии с резолюцией 61/106 ГА ООН от 13 декабря 2006 г. Конвенции ООН "О правах инвалидов" (далее - Конвенция) и ее подписанием Россией в 2008 г. и ратификацией в 2012 г.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Одним из основных направлений реабилитации (ст. 9 ФЗ N 181-ФЗ) является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне. Это предусматривает среди прочего создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Согласно ст. 15 ФЗ N 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Не допускаются планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
Правовая база в этой сфере представляет собой систему нормативно-правовых и технико-правовых*(4) актов, среди которых можно выделить:
1) нормы общего характера (например, Конвенция, Конституция РФ, ФЗ N 181-ФЗ, различные государственные целевые программы типа "Доступная среда")*(5),
2) нормы о строительстве и реконструкции (например, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"*(6) (далее - ФЗ N 384-ФЗ), акты Госстроя*(7)),
3) смежные с ними нормы (например, особые требования в правовых актах о труде*(8), об образовании*(9), о спорте*(10)),
4) нормы об ответственности за нарушение требований об обеспечении прав инвалидов в сфере строительства и реконструкции (например, КоАП).
Обратим особое внимание на специальные нормы о строительстве и реконструкции.
В ст. 12 ФЗ N 384-ФЗ, который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, предусмотрены требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 4 ст. 6 ФЗ N 384-ФЗ предусмотрено, что национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в утвержденный Правительством РФ перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого регламента.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ N 384-ФЗ, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521*(11), включает в себя среди прочего:
СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605)*(12);
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72);
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" и др.
За исключением СП 59.13330.2012, где выделены требования к земельным участкам, помещениям и их элементам, местам проживания инвалидов, местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях, местам приложения труда, большинство документов либо касаются отдельных вопросов, либо содержат несистематизированные для нужд строителей и потребителей нормы.
Сравнительный анализ нормативно-технических актов позволяет выделить:
1. Требования, предъявляемые к жилым зданиям:
- к оборудованию (размещению) придомовой территории;
- общие требования к зданиям;
- к квартирам, жилым комнатам и жилым ячейкам;
- к вспомогательным помещениям.
2. Требования, предъявляемые к административным зданиям:
- общие требования к зданиям;
- к зданиям организаций общего и профессионального образования;
- к зданиям организаций, в которых размещаются органы управления;
- к физкультурно-спортивным сооружениям;
- к зданиям культурно-просветительных и зрелищных организаций;
- к зданиям и сооружениям вокзалов пассажирского транспорта;
- к зданиям, сооружениям и комплексам культового, мемориального и обрядового назначения;
- к зданиям кредитно-финансовых организаций и организаций связи.
3. Требования, предъявляемые к производственным объектам, объектам малого бизнеса и другим местам приложения труда инвалидов:
- общие требования, предъявляемые к производственным объектам;
- отдельные требования к условиям и организации труда на рабочих местах инвалидов с различными заболеваниями.
Различаются требования по заинтересованным лицам:
1) в интересах лиц с поражением опорно-двигательного аппарата:
- лиц, использующих при передвижении различные приспособления для ходьбы;
- инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски;
2) в интересах лиц с дефектами зрения:
- полностью (или тотально) слепых людей;
- людей с остаточным зрением;
3) в интересах лиц с дефектами слуха.
В ряде случаев учитываются также интересы детей-инвалидов (и семей с детьми-инвалидами), престарелых, родителей с детскими колясками*(13).
Но на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения в первую очередь влияют именно вышеперечисленные категории инвалидов, которые по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей.
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата требуют больших габаритов помещений и в ряде случаев дополнительных приспособлений для перемещения (пандусы, перила и т.п.).
Слепые, пользующиеся тростью, также требуют больших габаритов помещений. Для всех инвалидов по зрению особое значение приобретает при проектировании система дополнительных ориентиров: контрастных сочетаний цвета и фактуры материалов, звуковых сигналов, специальных направляющих и предупреждающих устройств, рельефных и силуэтных таблиц и указателей и т.п.
Инвалиды с дефектами слуха требуют устройства дополнительной визуальной и световой информации, а также электроакустических приспособлений.
Следующая классификация требований связана с характеристикой объектов: вновь возводимые, уже имеющиеся, причем последние делятся на подлежащие реконструкции и не подлежащие ей. От этого зависит выбор подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности и оформление необходимых документов.
В отношении новых объектов, вводимых в результате строительства (в том числе реконструкции, капитального ремонта), согласно пп. 10 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ*(14), в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда. Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов".
В этом случае должен быть обеспечен определенный Конвенцией принцип "универсального дизайна". Он предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". Универсальный дизайн не исключает использование ассистивных (вспомогательных) устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо. Это именно создание безбарьерной среды.
В отношении существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов чаще всего применяется принцип "разумного приспособления" - адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидам. Также Конвенция раскрывает его как "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" или "адаптированная" среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей, а, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов может достигаться двумя путями:
архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
На последнее обращалось особое внимание в СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей (принят постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. N 73)*(15) и СП 35-103-2001: проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий.
Таким образом, выполнение ст. 15 ФЗ N 181-ФЗ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона.
Согласно п. 6 постановления Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999 г. N 74/51, утвердившего РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
Итак, проблемы создания безбарьерной среды заключаются, в первую очередь:
в бессистемности требований к строительству и реконструкции в правовых и нормативно-технических актах,
в плюрализме требований по объектам, по заинтересованным лицам, по подходу к созданию доступной среды жизнедеятельности и оформлению необходимых документов,
в значительной доле субъективного, оценочного элемента в управленческих решениях при строительстве и реконструкции.
Несмотря на "размытость" диспозиции нормы о правомерном поведении, законодательство содержит вполне конкретные санкции за несоблюдение соответствующих требований, например ст. 9.13 КоАП.
Некоторым выходом из ситуации представляется соблюдение рекомендации Минрегиона России о включении в стандарты деятельности саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства норм по обеспечению доступности общественных и жилых зданий для инвалидов*(16).
Эти нормы могут содержать перечень правовых и нормативно-технических актов, содержащих соответствующие требования. Кроме того, целесообразна разработка, по примеру некоторых государственных органов, методических рекомендаций по соблюдению этих требований.
Библиографический список
1. Гашина Н.Н. Проблемы реализации Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. N 2(19).
2. Демьянова А.В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.
3. Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы и тенденции правового регулирования отношений в социальной сфере // Ведомости Московской городской Думы. 2014. N 2.
4. Долинская В.В., Долинская Л.М. Взаимодействие публичного и частного права в обеспечении общественного развития: на примере регулирования отношений и оказания услуг в социальной сфере // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. Москва, 4 апреля 2015 г. М.: РУДН, 2015.
5. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" // СЗ РФ. 2015. N 49. Ст. 6987.
*(2) Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 14. Ст. 1097.
*(3) СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
*(4) Термин, введенный Ю.А. Тихомировым.
*(5) См. также: Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" (вместе с "ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Группа Р20. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности (ОКС 11.180 ОКП 94 0100) (извлечения)") // http://www.rosmintrud.ru.
*(6) Российская газета. 2009. 31 дек.
*(7) См., например: Приказы Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 112/ГС "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения" СП 136.13330.2012; от 27 декабря 2012 г. N 119/ГС "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования" СП 137.13330.2012; от 27 декабря 2012 г. N 120/ГС "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования" СП 139.13330.2012 // СПС "Гарант".
*(8) См., например: Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Минтруда России от 30 июля 2015 г. N 527н // СПС "Гарант".
*(9) См., например: Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн // СПС "Гарант".
*(10) См., например: Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утв. приказом Минспорта России от 9 июля 2014 г. N 578 // СПС "Гарант".
*(11) СЗ РФ. 2015. N 2. Ст. 465.
*(12) М.: Минрегион России, 2011; Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2012. N 2. Документ, кроме отдельных положений, включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (приказ Росстандарта от 30 марта 2015 г. N 365).
*(13) См., например: Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 декабря 2012 г. N 89/ГС "Об утверждении альбомов типовых проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" // СПС "Гарант".
*(14) См. также пп. з п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
*(15) Госстрой России, ГУП "Институт общественных зданий", ГУП ЦПП, 2000.
*(16) Письмо Минрегиона России от 16 мая 2012 г. N 11681-ИП/08 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2012. N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долинская В.В., Долинская Л.М. Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права
Dolinskaya V.V., Dolinskaya L.M. Requirements of Barrier-Free Environment in Construction and Sources of Law
В.В. Долинская - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации
V.V. Dolinskaya - Doctor of Laws, Professor, Professor of the Civil Law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Member of the Scientific Advisory Board of the Supreme Court of the Russian Federation,
Л.М. Долинская - врач ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации" ФМБА России
L.M. Dolinskaya - Doctor of the Federal State Institution "Federal Research and Clinical Centre of Sports Medicine and Rehabilitation" of the Federal Medical and Biological Agency of the Russian Federation
Рассмотрена история и проблемы создания безбарьерной среды. Систематизированы источники правового регулирования создания безбарьерной среды в строительстве и требования в этой сфере. Даны некоторые методические рекомендации строительным организациям и их СРО.
History and problems of creating a barrier-free environment are scrutinized in the article. Legal regulation sources of creating barrier-free environment in construction and requirements to such environment are systemized. Several methodological recommendations for construction legal entities and its self-regulated organizations are made.
Ключевые слова: адаптированная среда жизнедеятельности; безбарьерная среда; застройка; инвалиды; капитальный ремонт; национальные стандарты; планировка; проектирование; принцип "разумного приспособления"; принцип "универсального дизайна"; реконструкция; строительство.
Keywords: adapted living environment; barrier-free environment; development; disabled people; major renovation; national standards; planning; design; 'reasonable consumption' principle; 'universal design 'principle'; reconstruction; construction.
Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права
Авторы:
В.В. Долинская - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации
Л.М. Долинская - врач ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации" ФМБА России
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2016, N 10