Преобразование юридического лица и перерегистрация прав собственности на недвижимость
А.П. Тишин,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 56-62.
Какие действия необходимо предпринять юридическому лицу в отношении недвижимого имущества в случае изменения организационно-правовой формы посредством его преобразования? Как урегулирован данный вопрос действующим законодательством? Каковы позиции ВС РФ и Минфина относительно необходимости перерегистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в случае преобразования юридического лица? Ответы на эти вопросы - в предложенном материале.
Положения законодательства
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.
Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей данного реорганизованного лица. Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, поименованного в ст. 59 ГК РФ, от одного лица другому. Следовательно, право собственности сохраняется у юридического лица.
К сведению. 15 июля 2016 года вступила в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в связи с чем прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных.
Позиция Верховного суда
Рассматриваемый вопрос исследовался в рамках конкретного дела (N 310-КГ16-1802, А14-3915/2015), по которому вынесено Определение ВС РФ от 19.07.2016.
В данном судебном акте проанализирована ситуация, в которой собранием членов сельскохозяйственной артели было принято решение о ее реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью. В ЕГРЮЛ были внесены соответствующие записи о государственной регистрации общества, созданного путем реорганизации сельскохозяйственной артели в форме преобразования. В последующем общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРП о правообладателе на принадлежащее ему здание и выдаче свидетельства о государственной регистрации права общества на указанный объект недвижимости с измененными сведениями.
Однако регистрирующий орган уведомил общество о приостановлении государственной регистрации, ссылаясь на необходимость государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванный объект недвижимости, непредставление заявления о прекращении права собственности прежнего правообладателя - сельскохозяйственной артели - на объект недвижимого имущества, а также платежного документа, подтверждающего внесение необходимой суммы госпошлины в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Спустя три месяца регистрирующий орган отказал обществу в государственной регистрации изменений в ЕГРП со ссылкой на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ*(1), указав: поскольку в рассматриваемом случае имеет место не приведение наименования юридического лица, созданного до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ*(2), в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ, а создание нового юридического лица, обществу необходимо обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данный объект недвижимости. Также регистрирующий орган напомнил о необходимости уплаты госпошлины в размере 22 000 руб. за государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленную пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Обществу не оставалось ничего, кроме как обратиться в суд.
Решением Арбитражного суда Воронежской области, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, заявление было удовлетворено: суд обязал регистрирующий орган внести изменения в сведения ЕГРП об обществе в разделе, открытом на здание, и выдать свидетельство о государственной регистрации права. Суды аргументировали свое решение тем, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, меняется только его организационно-правовая форма, что подтверждается государственной регистрацией изменений, внесенных в ЕГРЮЛ, обусловленных произведенным преобразованием юридического лица. Установив, что обществом в регистрирующий орган были представлены документы в объеме, предусмотренном Федеральным законом N 122-ФЗ, уплачена необходимая для этого госпошлина, суды признали отказ регистрирующего органа от внесения изменений в ЕГРП относительно нового наименования юридического лица незаконным.
Постановлением АС ЦО судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место не изменение наименования юридического лица, а прекращение деятельности одного юридического лица и создание другого, в связи с чем внесение сведений в ЕГРП без соблюдения процедуры государственной регистрации перехода прав к вновь образованному юридическому лицу на объекты недвижимого имущества не представляется возможным.
Следующей судебной инстанцией стал ВС РФ, который пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение первых двух инстанций требуется оставить без изменений, то есть нужно изменить наименование юридического лица, а не перерегистрировать право собственности на здание.
ВС РФ отметил такие моменты.
Обращаясь с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРП по обозначенному объекту недвижимости, общество указывало на изменение наименования юридического лица в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица в результате его преобразования. Суды в данном случае пришли к противоположным по существу спора выводам, основанным на различном толковании положений ГК РФ (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) относительно правовых последствий реорганизации юридического лица в форме преобразования для цели внесения изменений сведений в ЕГРП.
Как было сказано выше, согласно положениям действующего законодательства при преобразовании изменяется организационно-правовая форма юридического лица, но изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица не происходит. Именно поэтому и не нужно составлять передаточный акт: права и обязанности никому не передаются.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ).
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
По мнению судей ВС РФ, поскольку изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, довод регистрирующего органа о необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу нельзя признать соответствующим закону.
ВС РФ указал на то, что технически внести изменения в ЕГРП регистрирующий орган может на основании п. 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765.
В случае наличия обстоятельств, которые не влекут за собой прекращение или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) на него, в ЕГРП могут быть внесены соответствующие записи об изменениях без проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. К таким изменениям относится в том числе изменение наименования юридического лица. Порядок внесения соответствующих записей в ЕГРП установлен.
ВС РФ отметил: поскольку оснований для прекращения или перехода прав на объект недвижимости иному лицу у собственника имущества не имелось, на что обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, а обращение за внесением изменений в сведения ЕГРП было обусловлено изменением наименования юридического лица, общество правомерно оформило в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРП, приложив протокол собрания членов артели о принятии решения о реорганизации в общество с ограниченной ответственностью, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе преобразованного юридического лица, устав общества.
В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество в связи с внесением изменений в содержащуюся в ЕГРП запись о праве размер госпошлины для организаций на дату подачи заявления составлял 1 000 руб., тогда как согласно пп. 22 п. 1 той же статьи НК РФ за государственную регистрацию перехода права собственности размер госпошлины составляет 22 000 руб. Поскольку при обращении общества с заявлением в регистрирующий орган о внесении изменений в ЕГРП им были выполнены требования действующего налогового законодательства, госпошлина уплачена в соответствующем размере, оснований для отказа в государственной регистрации заявленных им изменений в связи с неуплатой госпошлины в требуемой сумме, не имелось.
Данное решение ВС РФ можно было оспорить в трехмесячный срок, что и сделало Управление Росреестра по Воронежской области, подав надзорную жалобу. На момент подготовки настоящего материала жалоба не рассмотрена, мы будем следить за развитием событий.
Позиция Минфина
Позиция Минфина по рассматриваемому вопросу изложена в Письме от 11.10.2016 N 03-05-05-03/59071. В нем финансисты рассматривают два вопроса: о необходимости регистрации в ЕГРП изменений в случае внесения поправок в законодательство и о необходимости регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае преобразования юридического лица.
По первому вопросу Минфин напоминает, что исходя из п. 7 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 "Юридические лица" ГК РФ не требует внесения корректив в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. При изменении только наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие (в части указания организационно-правовой формы) в данном случае в актуальные записи ЕГРП вносятся поправки в отношении наименования соответствующего правообладателя. Причем согласно пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства РФ государственная пошлина не уплачивается. Поэтому за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения наименования соответствующего юридического лица (правообладателя), связанного с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ, государственная пошлина уплачиваться не должна.
По вопросу уплаты государственной пошлины в случае, если преобразование юридического лица не связано с изменением законодательства РФ, необходимо отметить следующее. По мнению Минфина, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица. Следовательно, в силу п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации перехода права к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт. В связи с этим при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, переходящие в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к вновь образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимого имущества.
За государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу в порядке правопреемства уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, как за государственную регистрацию прав: для организаций - 22 000 руб.
* * *
Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица. ВС РФ считает: поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, перехода права собственности не происходит, в связи с чем не требуется регистрировать переход права собственности, а необходимо внести в ЕГРП соответствующие изменения о наименовании юридического лица.
Вместе с тем позиция Минфина противоположная: в случае преобразования требуется государственная регистрация перехода права собственности к вновь образованному юридическому лицу.
Точку в этом споре поставит Президиум ВС РФ, который должен рассмотреть надзорную жалобу по данному вопросу.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
*(2) Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"