Еще раз к вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы
Р.А. Жабровский,
капитан юстиции, юрисконсульт воинской части
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 6-8.
О привлечении военнослужащих к материальной ответственности написано довольно много, и, казалось бы, уже разобраны все известные ситуации, которые могут возникать при этом. Однако порой происходят весьма интересные случаи с точки зрения правоприменения в данной сфере. О таком случае, произошедшем совсем недавно, пойдет речь ниже.
Определением Выборгского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2016 г. командир войсковой части 00000 был привлечен в качестве соответчика в деле N 4-2а-16/2016 по административному исковому заявлению Ф. В своих требованиях, с учетом изменений, административный истец просил суд признать незаконным и отменить заключение по итогам административного расследования, утвержденное командиром войсковой части 11111 21 ноября 2015 г., а также приказ командира войсковой части 00000 от 28 декабря 2015 г. N 716 о привлечении его к материальной ответственности.
Административный истец проходит военную службу в войсковой части 00000 с 3 сентября 2015 г., ранее проходил военную службу в войсковой части 11111.
Заключение по итогам административного расследования, которое явилось основанием издания оспариваемого приказа, было проведено командиром войсковой части 11111 и утверждено им 21 ноября 2015 г. Примечательно в нем то, что данное расследование началось уже после убытия Ф. к новому месту службы.
Поскольку на момент утверждения результатов административного расследования Ф. проходил службу в другой воинской части, командир войсковой части 11111 в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ направил необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности. Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном ст. 8 указанного выше Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего указанных материалов.
Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены действия командира (начальника) воинской части по проверке законности результатов и процедуры проведения административного расследования, материалы о котором поступили из воинской части, где ранее проходил службу привлекаемый к материальной ответственности военнослужащий, то командир войсковой части 00000 в соответствии с положениями Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" 28 декабря 2015 г. издал приказ N 716 о привлечении административного истца к материальной ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 г. N 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Исходя из буквального толкования законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации, командир войсковой части 00000, издав приказ о привлечении административного истца к материальной ответственности, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому, казалось бы, нет оснований считать его действия незаконными.
Однако решением Выборгского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2016 г. данный приказ признан незаконным в силу того, что административное расследование, которое явилось основанием издания такого приказа, также было признано незаконным. При этом суд согласился с мнением представителя командира войсковой части 00000, что нормы закона о материальной ответственности не предусматривают возможности командира по новому месту службы отказать в издании приказа о привлечении военнослужащего к материальной ответственности. Ленинградский окружной военный суд в своем определении от 28 июля 2016 г. согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части 00000 - без удовлетворения.
Таком образом, налицо правовая коллизия, при которой законные действия одного должностного лица по принятию решения о привлечении военнослужащего к материальной ответственности в установленном законом случае признаются неправомерными по причине незаконности и необоснованности результатов административного расследования, проведенного другим должностным лицом.
Причиной данной коллизии является распределение этапов привлечения военнослужащего между двумя субъектами, а именно: между командирами (начальниками) воинских частей, в которых военнослужащий, привлекаемый к материальной ответственности, проходил военную службу ранее и проходит ее на данный момент.
Решением указанной коллизии однозначно должно быть изменение полномочий одного из двух субъектов, участвующих в привлечении переведенного военнослужащего к материальной ответственности: либо командира (начальника) воинской части, в которой военнослужащий, привлекаемый к материальной ответственности, проходит военную службу в настоящий момент, либо командира (начальника) воинской части, в которой данный военнослужащий проходил военную службу ранее.
Для реализации первого варианта понадобится наделить командира (начальника) воинской части, в которой данный военнослужащий проходит военную службу в настоящий момент, полномочиями по проверке законности и обоснованности привлечения военнослужащего к материальной ответственности. Однако такое изменение полномочий будет громоздким и довольно сложно осуществимым на практике, поскольку при этом придется изучать все имеющиеся доказательства, т.е. проводить, по сути, административное расследование заново. Кроме того, обширная территория Российской Федерации может сделать этот процесс еще сложнее, поскольку переводы военнослужащих могут осуществляться, к примеру, с Дальнего Востока в Калининградскую область или в обратном порядке. Почтовые сообщения при этом будут идти долго (даже при использовании спецсвязи), а командирование военнослужащих, назначенных для проверки законности и обоснованности привлечения к материальной ответственности, непосредственно в воинскую часть, в которой военнослужащий, привлекаемый к материальной ответственности, проходил военную службу ранее, повлечет за собой дополнительное расходование средств федерального бюджета.
Еще одной потенциальной трудностью при реализации данного варианта является то, что перевод военнослужащего может осуществляться из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, особенности деятельности которых настолько разнятся, что командиру воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, для качественной проверки всех обстоятельств причинения ущерба может понадобиться помощь третьих лиц, обладающих определенными знаниями и навыками.
Гораздо проще осуществить второй вариант, поэтому автор соглашается с мнением Н.С. Кириченко, озвученным им ранее, что процессом возмещения материального ущерба с момента его выявления до момента его полного погашения должна заниматься именно та воинская часть, в которой материальный ущерб был выявлен*(1). Именно поэтому уместнее для разрешения возникшего казуса сосредоточить обязанности по проведению административного расследования и по принятию мер к возмещению материального ущерба у одного субъекта, а именно у командира (начальника) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб. Ведь фактически он владеет всей информацией об обстоятельствах причинения ущерба и, как никто другой, заинтересован в принятии всех мер для его возмещения.
Для реализации второго варианта было бы целесообразно внести изменения в ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", изложив ее в следующей редакции:
"3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.
Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб, в размере, установленном настоящим Федеральным законом".
В свете изменений, внесенных в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (напомним, что перечень грубых дисциплинарных проступков дополнился следующим составом: заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности), предложенная редакция указанной статьи позволит сосредоточить всю полноту работы по привлечению военнослужащих к материальной ответственности в компетенции командира (начальника) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб, сделав при этом ее более качественной, а командиров - более ответственными и заинтересованными в соблюдении законности при ее осуществлении.
Библиографический список:
Кириченко Н.С. К вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2015. - N 10.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кириченко Н.С. К вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жабровский Р.А. Еще раз к вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы
Zhabrovskiy R.A. Once more to the question about the financial responsibility of military personnel transferred to a new place of military service.
Р.А. Жабровский - капитан юстиции, юрисконсульт воинской части
R.A. Zhabrovskiy - legal adviser of the military unit, captain
Статья содержит предложения по изменению законодательства, регламентирующего порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы на момент выявления ущерба в воинской части.
The article contains some suggestions for changes in the legislation regulating the procedure of bringing to liability of a soldier transferred to a new place of military service at the time of detection of damage in a military unit.
Ключевые слова: военнослужащий, материальная ответственность переведенного к новому месту службы, изменения в закон "О материальной ответственности военнослужащих", ущерб.
Key words: a soldier, liability transferred to a new place of military service, amendments to the law "On liability of servicemen", the damage.
Еще раз к вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы
Автор
Р.А. Жабровский - капитан юстиции, юрисконсульт воинской части
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.