О некоторых вопросах постановки на воинский учет отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя
Д.Ю. Мананников,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 75-80.
После включения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя государством были приняты меры, связанные с интеграцией новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему Российской Федерации*(1).
В целях решения переходных вопросов принят Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, урегулировавший, в частности, вопросы, связанные с исполнением жителями полуострова воинской обязанности и прохождением ими военной службы*(2).
В развитие переходных положений 30 марта 2015 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 58-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с данным Законом гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживали на 18 апреля 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и которые до указанной даты проходили военную службу в иностранном государстве либо были в соответствии с законодательством, действовавшим на этих территориях до указанной даты, освобождены от призыва на военную службу, предоставлено право на освобождение от призыва на военную службу. Кроме того, названный Закон обеспечил сохранение этим гражданам предоставленную им в соответствии с законодательством, действовавшим на данных территориях до вышеуказанной даты, отсрочку от призыва на военную службу.
В свою очередь, положения Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 58-ФЗ не уделяют должного внимания порядку постановки на воинский учет граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что представляется весьма несправедливым в связи с актуальностью рассматриваемого вопроса.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, п. 7 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, определено, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
Постановка на воинский учет граждан, получивших гражданство Российской Федерации, производится при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на общих основаниях после прохождения ими медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья.
Как известно, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане, пребывающие в запасе, среди которых:
- мужского пола, пребывающие в запасе;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности*(3).
Вместе с тем на территории Республики Крым и города Севастополя существует отдельная категория граждан Российской Федерации, постановка на воинский учет которых в военных комиссариатах представляется затруднительной.
Для наглядности приведем следующий пример: гражданин А., проходя военную службу по контракту в украинской воинской части, написал рапорт в адрес командования с просьбой об увольнении его из Вооруженных Сил Украины. Однако рапорт остался без удовлетворения по причине ведения боевых действий против так называемых сепаратистов Донбасса. Отказавшись воевать со своим народом, гражданин А. в августе 2014 г. по политическим убеждениям самовольно оставил воинскую часть и пересек украинско-российскую границу в Белгородском районе Белгородской области. В последующем, в объезд территории Украины, он приехал через Краснодарский край в Республику Крым по месту регистрации своего постоянного проживания. При обращении в военный комиссариат гражданину А. было отказано в постановке на воинский учет.
Проанализируем изложенный выше пример с правовой точки зрения.
Безусловно, гражданин А. совершил воинское преступление на территории Украины. В то же время имеет ли указанная категория лиц законное право становиться на воинский учет по месту проживания после того, как они приобрели гражданство Российской Федерации?
С одной стороны, гражданин А. для постановки на воинский учет обязан явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок при приобретении гражданства Российской Федерации со дня наступления указанного события в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
За нарушение установленного порядка воинского учета виновные в этом лица несут административную ответственность (гл. 21 КоАП РФ).
С другой стороны, гражданин А. из рядов Вооруженных Сил Украины установленным порядком уволен не был. По сути, он является действующим военнослужащим иностранного государства.
Согласно п. 15 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане, проходящие военную службу.
В связи с изложенным граждане Российской Федерации, имеющие военный билет иностранного государства (в частности, Украины), в котором не оформлено установленным порядком увольнение с военной службы, считаются военнослужащими иностранного государства и в настоящее время не подлежат постановке на воинский учет в военных комиссариатах Российской Федерации. При этом порядок лишения статуса военнослужащего иностранного государства каким-либо нормативным правовым документом до настоящего времени не определен.
Примечательно, что при отказе в постановке на воинский учет гражданину А. была дана рекомендация получить в воинской части, которую он самовольно оставил, справку или иной документ, подтверждающий факт того, что он не является военнослужащим Вооруженных Сил Украины. Возникает в связи с этим вполне резонный вопрос: каким образом граждане данной категории должны подтвердить свое увольнение с военной службы, если на территории иностранного государства (в частности, Украины) в отношении их возбуждены уголовные дела?
Очевидно, что подобную справку никто гражданину А. не предоставит, а при пересечении российско-украинской границы он в последующем будет привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины за совершенное им воинское преступление.
Принимая во внимание данный факт, гражданин А. обратился в военный суд в порядке ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. В заявлении он просил лишить его статуса военнослужащего Вооруженных Сил Украины, а также признать за ним право проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, поставить на воинский учет и выдать военный билет.
Определением суда заявление гражданина А. об установлении факта, имеющего юридическое значение, возвращено в связи с его неподсудностью военному суду. Обоснованием возврата заявления гражданина А. послужил тот факт, что гражданин А. не является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и не относится к категории граждан, уволенных с военной службы, или граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует вывод, что правовой статус военнослужащих, которые приобрели гражданство Российской Федерации, но не уволены с военной службы из Вооруженных Сил Украины, ни одним нормативным правовым документом не определен, в связи с чем представляется целесообразным восполнить указанный пробел в действующем законодательстве.
Не менее актуальным является вопрос постановки на воинский учет действующих офицеров Украины, имеющих гражданство России и желающих проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Так, в сентябре 2014 г. гражданин Б. окончил Харьковский университет Военно-воздушных сил Украины и получил предписание об убытии для прохождения дальнейшей службы в распоряжение командира воинской части, расположенной в г. Миргород Полтавской области. Однако к указанному месту службы гражданин Б. не убыл, а прибыл в Республику Крым, где в последующем получил паспорт гражданина Российской Федерации.
Как установлено, личное дело гражданина Б., его аттестационный и характеризующий материал о прохождении военной службы в военный комиссариат не поступал.
В связи с отсутствием в военном комиссариате личного дела и иных подлинных документов (послужная и алфавитная карта), относящихся к данным персональным учета, гражданину Б. было отказано в постановке на воинский учет в качестве лейтенанта запаса.
Воинский учет включает в себя персональный учет, который осуществляется по личным делам, послужным и алфавитным картам в целях всестороннего изучения офицеров запаса и определения возможности их использования в Вооруженных Силах Российской Федерации на соответствующих должностях.
Восстановление личного дела осуществляется на основании подлинных документов, архивных справок, а также имеющихся учетно-послужных документов и других материалов.
Как и гражданин А., из рядов Вооруженных Сил Украины гражданин Б. уволен не был, поэтому офицером запаса в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не является, следовательно, постановке на воинский учет как офицер запаса не подлежит.
Кроме того, положения Указа Президента Российской Федерации "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы" от 2 января 2015 г. N 2 распространяют свое действие в отношении граждан, ранее состоявших на воинском учете в военных комиссариатах на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе и до вхождения их в состав Российской Федерации.
Граждане, имеющие воинские звания, полученные в Российской Федерации (бывшем СССР), принимаются на воинский учет в том же звании, а остальные - в порядке, определенном международными договорами.
Соглашением между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Украины об организации подготовки офицерского состава, порядке перевода (откомандирования) и увольнения лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов от 29 июня 1992 г. не предусмотрено признание присвоенных воинских званий в Вооруженных Силах Российской Федерации и Украины.
Остальные категории граждан, ранее состоявшие на воинском учете в военных комиссариатах на территории Украины, подлежат постановке на воинский учет в воинском звании "рядовой"*(4).
Сохранение ранее присвоенных воинских званий гражданам Российской Федерации, не уволенным из Вооруженных Сил Украины, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, при утрате статуса военнослужащего иностранного государства гражданин Б. может быть поставлен на воинский учет только как рядовой запаса (независимо от воинского звания, ранее присвоенного указанной категории граждан Украины).
Категория лиц, у которых личные дела находятся на территории Украины, фактически приравнивается к гражданам, лишенным воинских званий по решению суда, которым с постановкой на воинский учет военным комиссаром присваивается воинское звание "рядовой" (п. 9 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).
Вместе с тем отсутствие правового регулирования порядка постановки на воинский учет военнослужащих, приобретших гражданство Российской Федерации, но не уволенных установленным порядком с военной службы из Вооруженных Сил Украины после 18 марта 2014 г., ставит их в заведомо неравные условия по сравнению с военнослужащими из числа интегрированных, ранее проходивших военную службу в Министерстве обороны Украины*(5), в отношении большинства которых на территории Украины возбуждены уголовные дела по фактам дезертирства и государственной измены.
Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В связи с изложенным представляется возможным внести изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Положение о воинском учете, которые позволят устранить различный подход к реализации гражданами России права на постановку на воинский учет и сохранить за ними ранее присвоенные воинские звания, в том числе за теми из них, которые вернулись на свою историческую родину, отказавшись проходить военную службу в Вооруженных Силах Украины по политическим убеждениям.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев 29 августа 2016 г. во время проведения Всемирного форума "В единстве с Россией" в отношении соотечественников и вынужденных переселенцев, прибывших в Россию из Украины, отметил: "Они надеются на Россию, на ее поддержку, на ее защиту. Для них Россия всегда была - да и будет теперь - второй родиной"*(6).
По указанной причине, на взгляд автора, постановка на воинский учет граждан, не утративших официального статуса военнослужащего Украины, а также граждан, у которых отсутствуют документы воинского учета, действовавшие на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности, и выдача им военного билета должны осуществляться при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации по месту их проживания на общих основаниях.
Реализация указанной выше меры нормотворческого характера позволит избежать возникновения социальной напряженности на территориях вновь образованных субъектов Российской Федерации, а также будет способствовать созданию правовых условий для непротиворечивой, безболезненной адаптации к условиям российской военной организации бывших военнослужащих Украины, изъявивших желание служить в России.
Библиографический список:
1. Закиров Р.А. Правомерно ли присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе? // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - N 9. - С. 86-88.
2. Зорин А.С., Кудашкин А.В., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". - "За права военнослужащих", 2009.
3. Корякин В.М. Процессы интеграции военной инфраструктуры Крыма в состав военной организации Российской Федерации нуждаются в серьезном правовом обеспечении // Военно-юридический журнал. - 2014. - N 8. - С. 3-6.
4. Корякин В.М. Правовое обеспечение интеграции Крыма в состав России: военно-правовой аспект // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - N 5. - С. 8-14.
5. Кудашкин А.В., Терехин А.М. Продвижение военнослужащих по службе: проблемы, мешающие карьерному росту, требующие решения // Право в Вооруженных Силах. - 2009. - N 6. - С. 20-24.
6. Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? // Право в Вооруженных Силах. - 2007. - N 7. - С. 49-54.
7. Справочник работника военного комиссариата / под общ. Ред. В.В. Смирнова. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М. "За права военнослужащих", 2013. - Вып. 133-512 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно см.: Корякин В.М. Процессы интеграции военной инфраструктуры Крыма в состав военной организации Российской Федерации нуждаются в серьезном правовом обеспечении // Военно-юрид. журн. 2014. N 8. С. 3-6; Его же. Правовое обеспечение интеграции Крыма в состав России: военно-правовой аспект // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5. С. 8-14.
*(2) Статья 5 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
*(3) Пункт 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719.
*(4) Письмо статс-секретаря - заместителя Министра обороны Панкова Н.А. в адрес Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Белавенцеву О.Е. от 20 июня 2015 г. N 171/1369 (на N А80-1853 от 19 июня 2015 г.). Документ опубликован не был.
*(5) По данным Министерства обороны Российской Федерации, около 16 тыс. военнослужащих в марте 2014 г. согласились продолжить службу в Вооруженных Силах Российской Федерации URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Переходный_период_в _Крыму).
*(6) Рос. газ. 2016. 29 авг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Д.Ю. Мананников О некоторых вопросах постановки на воинский учет отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя
Manannikov D.Y. On some issues statement on military account of certain categories of citizens residing in the territory of the Republic of Crimea and Sevastopol
Д.Ю. Мананников - кандидат юридических наук
D.Y. Manannikov - candidate of Legal Sciences
В статье рассматриваются актуальные вопросы постановки на воинский учет лиц, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, которые приобрели гражданство Российской Федерации, но не были уволены установленным порядком с военной службы из Вооруженных Сил Украины.
The article considers the topical issues statement on military accounting of persons residing in the territory of the Republic of Crimea and Sevastopol, which have acquired Russian citizenship, but had not been fired from the established order of military service of the Armed Forces of Ukraine.
Ключевые слова: воинский учет, воинское звание, военнослужащие, военное законодательство, Крым.
Key words: military accounting, military rank, servicemen, military legislation; Crimea.
О некоторых вопросах постановки на воинский учет отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя
Автор
Д.Ю. Мананников - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.