Некоторые особенности международно-правовой регламентации военного мореплавания в территориальных водах и при заходе военного корабля (судна) в порт иностранного государства
О.Ю. Петров,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 96-103.
Современное международно-правовое регулирование военного мореплавания представляет собой комплекс международно-правовых и национальных норм, позволяющий обеспечить применение сил Военно-Морского Флота вне зависимости от условий и района плавания (полетов), с учетом интересов и безопасности кораблей (судов) и летательных аппаратов государств, что, в свою очередь, устанавливает необходимые требования к уровню международно-правовой подготовки командира военного корабля, его заместителей, вахтенных офицеров, командиров боевых частей и начальников служб.
Увеличение интенсивности военного мореплавания в течение последнего десятилетия вызвано целым рядом объективных причин как внутреннего, так и международного свойства. Приведем некоторые из них:
1. Появление новых угроз и вызовов международной безопасности мореплавания, в частности угроз пиратства и международного терроризма в районах интенсивного судоходства.
2. Участие сил флотов в проведении международных военных операций по борьбе с международным терроризмом (например, операция против ИГИЛ в Сирийской Арабской Республике).
3. Осуществление походов кораблей военно-морских флотов государств, участие в совместных международных учениях и отработке коалиционных действий по поддержанию мира в различных регионах Мирового океана.
4. Осуществление мероприятий по спасанию судов, терпящих бедствие в удаленных районах Мирового океана.
5. Выполнение кораблями военно-морских флотов дипломатических и представительских функций, осуществление визитов в морские порты иностранных государств по программам международного военного сотрудничества.
Особенности осуществления военного мореплавания, собственно статус военного корабля, обусловленный выполнением функций представителя государства флага, требуют качественной подготовки экипажей кораблей в вопросах международного морского права. Вопросы четкого соблюдения международно-правовых норм при осуществлении военного мореплавания актуальны как во внутренних водах, так и за пределами территориальных вод Российской Федерации и при плавании во внутренних водах (территориальном море) иностранного государства, визитах (заходах) в иностранные порты.
Международное право определяет, что под суверенитетом государства находятся: внутренние воды, исторические воды, исторические заливы, архипелажные воды и территориальное море. В свою очередь, "суверенные права" не являются производными от территориального верховенства, их содержание определяется и они приобретаются на конвенционной основе*(1).
Вопросы разграничения морских пространств закреплены как в международных конвенциях*(2), так и в национальном законодательстве прибрежных государств*(3).
Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к внутренним морским водам относятся воды:
а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
б) портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
в) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
г) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
При решении задач за пределами внутренних морских вод (территориального моря), относящихся к категории морских пространств, находящихся под полным суверенитетом прибрежного государства, командир российского военного корабля обязан знать особенности международно-правовой регламентации военного мореплавания в данной категории морских пространств, наиболее сложные, содержащие, кроме общих норм международного морского права, нормы региональные, национальные, а также нормы, предусмотренные соглашениями государств и регулирующие отношения только между участниками соглашения.
Применительно к военному мореплаванию указанные особенности выражаются в следующем:
- внутренние воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них своим национальным законодательством. Как правило, иностранные военные корабли допускаются во внутренние воды с согласия прибрежного государства (исключение составляют случаи, когда они совершают вынужденный заход в результате стихийного бедствия или аварии, а также если на военном корабле находится глава иностранного государства или правительства)*(4);
- иностранные военные корабли во время пребывания во внутренних водах обязаны выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила, установленные для плавания и пребывания в этих водах, насколько они не противоречат международному праву, некоторые ограничения в объеме осуществления юрисдикции прибрежным государством в отношении иностранных судов возможны на основании двусторонних соглашений*(5);
- особо следует отметить правовой режим морских портов как составной части внутренних вод, в которых прибрежное государство осуществляет пограничный, таможенный, санитарный*(6) и портовый надзор. Однако при заходе в порт иностранных военных кораблей все мероприятия, связанные с осуществлением такого контроля, как правило, заранее согласовываются по дипломатическим каналам с учетом сложившегося международного обычая, вытекающего из иммунитета военных кораблей. Военные корабли освобождаются от уплаты каких-либо сборов и налогов, мероприятия по контролю на них не осуществляются, но при этом власти порта вправе предложить военному кораблю предъявить его санитарные документы, а также подвергнуть таможенному досмотру выгружаемые с корабля или доставляемые на него грузы;
- в отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, при их нахождении во внутренних водах в силу присущего им иммунитета осуществляется только административная юрисдикция прибрежного государства, Под административной юрисдикцией в данном случае понимаются полномочия официальных органов прибрежного государства по расследованию и рассмотрению дел, связанных с нарушением административных законов, правил и предписаний властей, не влекущим за собой уголовной ответственности. Вопросы, касающиеся изъятий из административной юрисдикции, специально включаются во все двусторонние морские договоры (соглашения). В них прямо указывается, что изъятия из уголовной и гражданской юрисдикции не затрагивают прав местных властей в сфере применения таможенного, санитарного законодательства и правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев на свою территорию*(7);
- прибрежное государство вправе ограничить число и продолжительность пребывания иностранных военных кораблей в своих внутренних водах и портах, а также потребовать покинуть свои воды и порты в случае нарушения военным кораблем установленных международным и национальным правом правил пребывания*(8).
При нахождении военного корабля в иностранном порту особое место занимает вопрос о распределении юрисдикции между государством флага корабля и государством порта. Руководящими в этом случае являются принципы иммунитета военного корабля и суверенитета государства пребывания. В силу первого все лица, находящиеся на борту военного корабля, подчиняются лишь законам государства флага и пользуются полным иммунитетом от юрисдикции местных властей. В силу второго военный корабль обязан не нарушать законы государства пребывания.
Находясь в иностранном порту, командир корабля выполняет представительские функции, он несет полную и единоличную ответственность за состояние корабля, его боевую готовность, за весь личный состав и за его поведение.
При осуществлении мероприятий по поддержанию боевой готовности корабля во время его пребывания в порту или в водах иностранного государства командир обязан избегать действий, которые законодательные акты данного государства относят к запрещенным.
По сложившейся международной практике к таким действиям обычно относятся:
- угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо иным образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
- любые учения или маневры с оружием любого вида;
- использование радиотехнических и гидроакустических средств, лазеров, а также других активных источников излучения, кроме заявленных средств радиосвязи;
- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
- любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
- подъем в воздух, посадка или прием на борт любого летательного аппарата или любого военного устройства;
- погрузка или выгрузка любого товара, груза или валюты, посадка или высадка любого лица без разрешения местных властей;
- любой акт преднамеренного или серьезного загрязнения окружающей среды;
- любая промысловая деятельность;
- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
- любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи и любых других технических сооружений или установок прибрежного государства;
- использование радиотехнических и гидроакустических средств при стоянке в порту;
- фотографирование и другого рода съемки военных кораблей и военных объектов;
- самовольное изменение места стоянки, использование портовых сооружений или систем;
- спуск на воду лиц или предметов, а также любая деятельность под водой;
- любая другая деятельность, противоречащая законам и правилам прибрежного государства.
Особого разрешения со стороны местных властей требуют такие действия, как:
- своз на берег вооруженных команд для любых целей, в том числе для участия в парадах и траурных церемониях;
- спуск водолазов для осмотра или ремонта подводной части корпуса корабля;
- использование корабельных плавсредств или летательных аппаратов, не предусмотренное программой.
Отсюда следует, что если кто-либо из членов экипажа военного корабля совершит противоправное действие на борту, то ответственность он должен нести перед властями и по законам того государства, которому принадлежит данный корабль.
Аналогично, если гражданин иностранного государства, посещая военный корабль, совершит правонарушение на его борту, право применения юрисдикции к этому лицу также принадлежит государству флага этого корабля. Однако обычно в таких случаях виновный передается для наказания местным властям.
Для определения характера юрисдикции в отношении членов экипажа военного корабля, находящихся на берегу, определяющая роль принадлежит принципу суверенитета государства пребывания*(9). Члены экипажа или целая команда могут находиться на берегу либо при исполнении служебных обязанностей, либо во время увольнения.
Как показывает международная практика, указанное обстоятельство ведет к неодинаковым юридическим последствиям. Пребывание на берегу команды или отдельных лиц при исполнении служебных обязанностей допускается только с разрешения местных властей. Обычно считается, что в течение всего времени пребывания команды или отдельного лица на берегу в иностранном порту они не выходят из пределов действия законов государства флага*(10).
На членов экипажа военного корабля, находящихся на берегу в увольнении, в полном объеме распространяется юрисдикция иностранного государства. Они могут привлекаться к судебной ответственности местными властями. Однако юрисдикция иностранного государства может распространяться на них лишь в том случае, когда иностранные власти задержали и контролируют подозреваемое лицо. Если власти иностранного государства арестовали члена экипажа военного корабля на своей территории за преступление, совершенное в ее пределах, командир корабля должен доложить о случившемся по команде, а также поставить в известность о происшедшем российского консула и военно-морского атташе в данном государстве и передать им все известные по данному делу факты.
Командир военного корабля должен предпринять все возможные в пределах действующего закона усилия по возвращению члена экипажа на свой корабль совместно с военно-морским атташе и российским консулом. В случае привлечения военнослужащего к уголовной ответственности местные власти обязаны уведомить командира корабля о существе предъявленного обвинения и о сроках рассмотрения дела в суде.
Представляется, что возможные действия командира военного корабля в данном случае ограничены официальным обращением к местным властям. После возвращения подозреваемого на корабль иностранные власти теряют право распространять на него свою юрисдикцию. В этом случае такое право остается за соответствующими органами государства флага.
Подозреваемый может быть передан властям иностранного государства лишь на основании согласия соответствующих властей государства флага. Требование о его выдаче запрашивается обычно по дипломатическим каналам.
Члены экипажей военных кораблей, прибывших в иностранный порт, при нахождении на берегу в присвоенной им форме одежды при исполнении служебных обязанностей не подлежат местной уголовной юрисдикции. Невоенные члены экипажей кораблей специального назначения и судов обеспечения, находясь на берегу, не обладают иммунитетом даже при исполнении служебных обязанностей. Следовательно, при нарушении ими законов прибрежного государства они подпадают под действие местной юрисдикции.
Командиру военного корабля без разрешения своего командования и рекомендации посла (консула) Российской Федерации в стране пребывания запрещается предоставлять иностранным гражданам убежище на своем корабле*(11). В законодательных актах многих государств, а также во многих двусторонних соглашениях право дипломатического убежища не признается. Вместе с тем некоторые государства наделяют командиров своих военных кораблей правом предоставлять убежище на борту корабля.
Таким образом, современное международное право не содержит общепризнанной нормы относительно предоставления убежища на борту военного корабля. Такое убежище может предоставляться только в тех государствах, которые его признают, в противном случае имеют место нарушение суверенных прав государства и вмешательство в его внутренние дела.
Важное место в повседневной деятельности Военно-Морского Флота (далее - ВМФ) в настоящее время отводится участию кораблей ВМФ в международной политической жизни и военном сотрудничестве, осуществляемым в форме визитов и заходов военных кораблей в порты, военно-морские базы (далее - ВМБ) иностранных государств*(12).
Во внутренних, территориальных водах, морских портах иностранных государств военные корабли могут находиться, как правило, с согласия этих государств. Исходя из принципа суверенитета, каждое государство самостоятельно определяет своими законодательными актами порядок захода и режим пребывания иностранных военных кораблей в принадлежащих ему водах и портах*(13).
В современном международном праве различают две основные процедуры (разрешительную и уведомительную) оформления захода военного корабля в порт иностранного государства:
1. Разрешительная процедура оформления захода предусматривает необходимость получения предварительного разрешения уполномоченных властей прибрежного государства через дипломатические или иные каналы. Разрешение запрашивается в сроки, установленные законодательными актами этого государства (обычно за 30 суток до даты предполагаемого захода, а для кораблей и судов с ядерными энергетическими установками - не позднее 90 дней, если иное не предусмотрено международными договорами), с указанием в запросе ряда сведений о заходящем военном корабле (отряде).
2. Уведомительная процедура предусматривает направление по дипломатическим или иным каналам предварительного уведомления о предстоящем заходе военных кораблей. В уведомлении указываются обычно те же сведения, что и при запросе разрешения на заход.
Кроме того, военные корабли обязаны соблюдать международные нормы, а также законодательство и правила государств, относящиеся к осуществлению права мирного прохода через территориальные воды, архипелажного прохода через архипелажные воды и транзитного прохода через международные проливы.
Предварительного разрешения не требуется для военных кораблей, на борту которых следуют главы государств или правительств, и для военных кораблей, их сопровождающих*(14).
Международным морским правом устанавливаются основания и виды заходов военных кораблей в порты иностранных государств, при этом дается их исчерпывающий перечень с оговоркой, что порядок заходов может быть урегулирован двусторонним соглашением государств.
Данным перечнем, в частности, предусмотрены:
1. Официальные визиты.
Наносятся по договоренности сторон в связи с важными национальными или международными событиями, торжествами, а также в целях развития и укрепления дружественных взаимоотношений с иностранными государствами. Официальным считается также визит, если на борту корабля находится глава государства или правительства либо если стороны договорились придать ему официальный характер. Официальные визиты являются актами официальных межгосударственных отношений и проводятся в соответствии с заранее согласованными программами, которые предусматривают выполнение определенных церемониальных и протокольных мероприятий, а также могут освещаться в прессе, по радио и телевидению.
2. Неофициальные визиты.
Проводятся по договоренности сторон в целях поддержания и развития контактов между вооруженными силами. Они, как правило, не являются актами официальных межгосударственных отношений и наносятся на основе взаимности. Они предусматривают несколько сокращенную по сравнению с официальными визитами программу церемониальных и протокольных мероприятий, но также могут освещаться в прессе, по радио и телевидению.
3. Деловые заходы.
Проводятся в целях решения задач оперативного характера, материально-технического обеспечения, отдыха личного состава, транспортировки людей, имущества и решения сопутствующих задач. Деловые заходы осуществляются на основе предварительной договоренности или предварительного уведомления соответствующих иностранных властей государства захода. При деловых заходах церемониальные мероприятия, как правило, не проводятся, а лишь ограничиваются визитами, предусмотренными протокольными правилами государства захода и международным обычаем, а также потребностями решения поставленных задач и осуществляются по предварительной договоренности с принимающей стороной. Деловые заходы в прессе, по радио и телевидению, как правило, не освещаются.
4. Вынужденные заходы.
В соответствии с общепризнанной международной практикой и законодательством многих прибрежных государств иностранные военные корабли могут заходить в их порты без предварительного разрешения при чрезвычайных обстоятельствах: аварии; стихийном бедствии или сильном шторме, угрожающем безопасности корабля; сложной ледовой обстановке; буксировке поврежденных судов; доставке спасенных людей, а также при необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа (пассажиру) и в других неотложных случаях*(15).
В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным кораблям и судам с ядерными энергетическими установками или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб стране предполагаемого захода, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному кораблю или судну.
Решение об отказе в осуществлении права вынужденного захода принимает должностное лицо федерального органа исполнительной власти по пограничной службе самостоятельно или по согласованию с должностным лицом военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта.
Как показывает практика, если в результате форс-мажорных обстоятельств или иных причин корабль непреднамеренно оказался в водах, находящихся под суверенитетом иностранного государства, его командир должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства связи, чтобы сообщить властям данного государства о причинах происшествия и в возможно кратчайший срок покинуть пределы этих вод.
Протокол и церемониал во время посещения военными кораблями военно-морских баз, пунктов базирования военных кораблей и морских портов других государств с официальными и неофициальными визитами и деловыми заходами осуществляются на основании заранее согласованной обеими сторонами программы визита (делового захода)*(16).
В национальном законодательстве Российской Федерации военно-морской церемониал и протокол, осуществляемые при визитах и заходах, регламентированы в Руководстве по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями*(17), положения которого дополняются Корабельным уставом ВМФ.
Как известно, специфика военного мореплавания надводных кораблей такова, что нередко они решают поставленные задачи в режиме одиночного плавания, как правило, на максимальном удалении заданных им районов от территории Российской Федерации.
На главное командование ВМФ возложена и такая задача, как организация режима плавания кораблей и судов, полетов воздушных судов морской авиации ВМФ в океанских стратегических районах и морских зонах. Следует полагать, что данная задача может быть выполнена только при надлежащей организации международно-правовой подготовки непосредственно экипажей кораблей, выполняющих задачи в море.
Библиографический список:
1. Анашкина И.А. Международно-правовой режим территориального моря: дис ... канд. юрид. наук: М., 2002. - 215 с.
2. Каламкарян Р.А. Военно-морская деятельность государств: позитив наработанного международно-правового опыта // Государство и право. 2005. N 5. С. 119-127.
3. Черниченко А.С. Международно-правовые аспекты юрисдикции государств: дис... канд. юрид. наук. М. 2003. 168 с.
4. Военно-морской протокол и церемониал. 2-е изд., испр. / В.А. Серков, В.С. Князев, А.С. Коляскин [и др.] М.: 1986. 256 c.
5. Военное и международное морское право (под редакцией В.П. Кириленко). СПб., ВМА, 1996 г. Петров О.Ю. Международно-правовое регулирование военного мореплавания, дис. канд. юрид. наук., 2009.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Словарь международного морского права / под ред. Ю.Г. Барсегова. М., 1985. С. 231-232.
*(2) Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания. Л., 1971; Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // Там же; Конвенция об открытом море 1958 г. // Там же; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Морское право. Нью-Йорк, 1984.
*(3) Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-I; Федеральный закон "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ; Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ; Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ.
*(4) Анашкина И.А. Международно-правовой режим территориального моря: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 215 с.
*(5) Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая 1997 г.) (в настоящее время утратило силу. - Прим. авт.).
*(6) Санитарный контроль осуществляется в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, принятыми на XXII Ассамблее Всемирной организации здравоохранения в 1969 г. На основании требований, изложенных в них, судно по прибытии в порт обязано встать в указанном портовыми властями месте для производства санитарного досмотра и предъявить морскую санитарную декларацию, в которой указываются данные об инфекционных заболеваниях, количестве больных на борту судна, смерти людей, не связанной с несчастными случаями, проведенных противоэпидемиологических мероприятиях и т.д. - Прим. авт.
*(7) Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о порядке плавания военных кораблей Российской Федерации в водах, находящихся под юрисдикцией Латвийской Республики (Москва, 2 июня 1993 г.).
*(8) Постановление Правительства Российской Федерации "О правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации" от 2 октября 1999 г. N 1102.
*(9) Военное и международное морское право / под ред. В.П. Кириленко). СПб.,1996 г.
*(10) Черниченко А.С. Международно-правовые аспекты юрисдикции государств : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 168 с.
*(11) Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями" 1996 г. N 360. Ст. 117.
*(12) Каламкарян Р.А. Военно-морская деятельность государств: позитив наработанного международно-правового опыта // Государство и право. 2005. N 5. С. 119-127.
*(13) Постановление Правительства Российской Федерации "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации" от 2 октября 1999 г. N 1102.
*(14) Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 360.
*(15) Постановление Правительства Российской Федерации "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации" от 2 октября 1999 г. N 1102.
*(16) Военно-морской протокол и церемониал. 2-е изд., испр. / В.А. Серков [и др.]. М., 1986. 256 с.
*(17) Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями" 1996 г. N 360. Разд. 8 и 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров О.Ю. Некоторые особенности международно-правовой регламентации военного мореплавания в территориальных водах и при заходе военного корабля (судна) в порт иностранного государства.
Petrov O.Y. Modern international rules on assistance and rescue at sea, the duties of a military ship (ship) for the rescue and the right to remuneration
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
O.Y. Petrov - candidate of legal Sciences
В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты современных международных и внутригосударственных норм, регулирующих военное мореплавание во внутренних водах (территориальном море) и при осуществлении захода (визита) в порт иностранного государства. Анализируются причины, актуализирующие затрагиваемую проблему, а именно: современные мировые процессы, борьба с международным пиратством и терроризмом, деятельность Военно-морских сил государств в различных районах Мирового океана, вопросы международного военного сотрудничества. Тенденция усиления интенсивности применения военно-морских сил государств и в связи с этим необходимость повышения качества международно-правовой подготовки экипажей военных кораблей.
The article considers legal and organizational aspects of modern international and domestic rules on assistance and salvage at sea. Examines the reasons the affected actualizes the problem: contemporary global processes, the fight against international terrorism, often in the nature of military operations, the fight against piracy, including with the use of the naval forces of States in various regions of the World ocean, the problem of refugees from the Middle East. The tendency of increasing the intensity of the naval forces of the States that triggers the need for an international legal and domestic regulation of the protection of the person in carrying out various activities at sea.
Ключевые слова: акты международного права, международное морское право, международные конвенции, военный корабль, международный терроризм, международно-правовая подготовка, разграничение морских пространств, территориальное море, внутренние воды, суверенные права, иностранный порт, визиты и заходы кораблей, государство флага, архипелажный проход, дипломатические функции, международное военное сотрудничество, прибрежное государство, командир военного корабля.
Key words: constitutional guarantees of rights, international law acts, international Maritime law, international conventions, the duties of a warship to rescue, international terrorism, international legal training, rules of search and rescue at sea, rescue operation, international Convention on salvage, remuneration for salvage, salvage agreement, arbitration, Maritime arbitration Commission, the duties of a commander for the rescue, rescue work, reporting documents for the rescue.
Некоторые особенности международно-правовой регламентации военного мореплавания в территориальных водах и при заходе военного корабля (судна) в порт иностранного государства
Автор
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.