Фирменный магазин производственного предприятия
С.Н. Алексеева,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 24-32.
Такие магазины имеются у производственных предприятий, которые работают не только с дилерами и оптовиками, но и с розничными покупателями. На каком режиме налогообложения находится данное подразделение? В каких случаях оно является обособленным и к чему это обязывает предприятие? Что нужно знать при организации наличного денежного обращения в магазине, о расчете акцизов при передаче продукции для последующей розничной продажи?
Какие налоги уплачивать при розничной торговле своей продукцией?
Обычно розничная торговля осуществляется субъектами малого и среднего предпринимательства, которые вправе применять специальные налоговые режимы, такие как "упрощенка" и "вмененка". Первый спецрежим может применяться взамен традиционной системы налогообложения, второй - дополнительно к ней. Будем исходить из того, что промышленное предприятие по объемам своей основной деятельности не относится к малому бизнесу и поэтому платит налоги в рамках общего режима налогообложения. Нужно ли его распространять на доходы и расходы фирменного магазина, в котором продается продукция предприятия? Или можно сэкономить на налогах, уплачивая ЕНВД в части розничной торговли?
Эти вопросы рассмотрены в Письме Минфина РФ от 02.08.2016 N 03-11-06/3/45349, касающемся деятельности по реализации изделий металлопроката собственного производства, покупных изделий металлопроката по образцам, выставленным в офисе, с последующим отпуском со склада.
Чиновники напомнили, что к "вмененной" розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Сюда не входят реализация продукции собственного производства, а также продажа товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в частности, почтовыми отправлениями в виде посылок).
В связи с этим розничная реализация изделий металлопроката собственного производства не признается розничной торговлей и применять "вмененку" по ней нельзя. Если организация реализует покупные изделия металлопроката по образцам, выставленным в офисе, с последующим оформлением документов в офисе и отпуском покупателям товаров со склада, такая реализация тоже не признается "вмененной" розничной торговлей. Налогообложение указанной предпринимательской деятельности может осуществляться в рамках общего режима и "упрощенки".
Но оказывается, что на определенных условиях производители металлопродукции все же смогут уплачивать ЕНВД. Речь идет о бытовых услугах. К ним относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (кроме услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Ремонт и изготовление металлоизделий является одним из видов бытовых услуг. Причем к данной группе относятся услуги по газовой и электрической сварке, по изготовлению памятников, ограждений, ворот из металла и по изготовлению мангалов. Такие пояснения чиновники делают на основании Общероссийского классификатора услуг населению, который утрачивает силу с 2017 года. С этого момента правоприменителям нужно будет уточнить, можно ли оказываемые ими бытовые услуги перевести на ЕНВД.
Возвращаясь к теме статьи, скажем, что фирменный магазин предприятия занимается продажей продукции, а не оказанием услуг. Следовательно, он не может применять спецрежим при реализации изделий металлопроката, а также иной выпускаемой готовой продукции. Значит, деятельность собственных магазинов производственного предприятия подпадает под тот же режим налогообложения (ТСНО или УСНО), что и основное направление - изготовление и реализация произведенной продукции.
Документооборот реализации продукции через магазин
Сегодня, в отсутствие обязательной "первички", трудно что-либо определенное сказать по данному вопросу. Каждому хозяйствующему субъекту приходится решать его самостоятельно. Но не обязательно "изобретать велосипед", достаточно воспользоваться наработанными методиками.
В частности, порядок документального оформления передачи готовой продукции на реализацию через собственные розничные точки детально прописан в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету МПЗ в сельскохозяйственных организациях*(1). Если продажа продукции производится на рынке, в ларьках, палатках, магазинах, то подотчетное лицо организации отпуск продукции для продажи оформляет актом о приемке продукции для реализации через ларек, магазин. В сроки, установленные графиком документооборота, составляется отчет о продаже сельскохозяйственной продукции на рынке или о реализации продукции через ларек, магазин. Точные названия и структуру форм бланков читатель может узнать самостоятельно, ознакомившись с Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 N 68, которым утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья.
Сельхозпроизводителям отраслевое ведомство рекомендует передавать на реализацию продукцию в собственные магазины (торговые точки) через подотчетных лиц с приложением необходимых документов. По каждому виду продукции в акте подотчетного лица указывается, от кого (через кого) он поступает, единица измерения, количество, цена, сумма. На основании этого определяются общее количество и сумма продукции, принятой торговой точкой сельхозпроизводителя для реализации.
Внедрять такой порядок или нет - решать промышленному предприятию. В отличие от сельхозпроизводителя, у него объемы реализации продукции через собственные розничные точки могут быть значительными, и усложнение учета при передаче готовой продукции через подотчетных лиц может привести к неоправданному повышению трудозатрат. Целесообразнее в процессе передачи продукции оставить двух ответственных лиц: передающего продукцию из производства (со склада) и принимающего продукцию в магазине производителя или иной торговой точке. Подотчетное лицо - "посредника" можно исключить.
О документах, составляемых передающим лицом, мы уже сказали, поговорим о документах, которые оформляет принимающая сторона - фирменный магазин или иная торговая точка производителя. При реализации готовой продукции через структурное торговое подразделение производственные организации могут использовать в качестве первичных документов товарный отчет и ведомость движения готовой продукции и товаров. Бланки данных документов приведены в приложении 5 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ*(2).
Товарный отчет составляется за месяц в двух экземплярах заведующим магазином, продавцом или иным материально ответственным лицом. Данный документ включает два раздела, в одном из которых отражается движение готовой продукции и товаров, в другом - движение наличных денег в кассе торговой точки.
К сведению. Товарный отчет с приходными и расходными товарными и денежными документами представляется в бухгалтерию в установленные сроки. Бухгалтер проверяет и принимает его. Первый экземпляр отчета с документами остается у бухгалтерской службы, второй - возвращается материально ответственному лицу.
Приложением к товарному отчету является ведомость движения готовой продукции и товаров. В ней отражаются поступление (приход) и расход готовой продукции и товаров с указанием их наименований, номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая НДС). Если приход и расход готовой продукции оформлены документами, содержащими названные показатели, в ведомости данные операции могут отражаться с указанием общих (итоговых) сумм (отдельно - как по приходу, так и по расходу).
Обратите внимание: в товарном отчете ответственное лицо отражает остатки и движение готовой продукции в количественном и стоимостном выражении в продажных ценах, а не по себестоимости. Фактически данный документ заполняется уже по правилам, принятым в организациях торговли, что логично для розничной торговой точки производителя готовой продукции. То же самое можно сказать о ведомости движения готовой продукции и товаров, которая составляется в "торговом" формате (стоимость реализуемой продукции и товаров указывается по отпускным ценам для покупателей).
В фирменном магазине производственного предприятия перечисленные документы допустимо заменить одним, главное, чтобы он позволял отслеживать движение и продажу продукции и товаров в точке их розничной продажи. Может показаться, что отражение в отчете фирменного магазина продукции и товаров по продажным ценам или по себестоимости - выбор хозяйствующего субъекта, которому эти сведения требуются для идентификации реализованных материальных ценностей. На самом деле для идентификации достаточно наименования отпускаемых покупателям ценностей, а продажная стоимость характеризует выручку по розничной реализации. И ее нужно определить: цена отпускаемых материальных ценностей может измениться, в то время как себестоимость (в большинстве случаев) - неизменяемая величина. Поэтому все же в розничной точке уместно составлять документы в продажных ценах.
Когда магазин является обособленным подразделением?
Ответ зависит от того, в каком контексте задан вопрос. Для бухгалтерского учета обособленным может считаться подразделение, выведенное на отдельный баланс (перечень стоимостных показателей, характеризующих финансовое состояние и результаты деятельности подразделения). Подразделение может быть обособлено территориально, хотя при этом учет его хозяйственных операций осуществляется в головном офисе компании (в централизованной бухгалтерии).
Повсеместное введение электронного документооборота позволяет предприятиям оптимизировать свою организационную структуру и перевести весь бухгалтерский учет и составление отчетности в единую бухгалтерию. В таком случае можно говорить, что находящиеся удаленно друг от друга подразделения формально перестают быть обособленными для целей ведения бухгалтерского учета. Утверждение справедливо даже с учетом того, что данные по разным подразделениям обобщаются и группируются разными сотрудниками, ведь все это происходит в одной системе бухгалтерского учета.
При наличии розничных точек продаж готовой продукции централизация учета хозяйственных операций возможна благодаря введению онлайн-касс, которые способны передать информацию об основных хозяйственных операциях пользователям (как внутренним, так и внешним, в частности, контролирующим органам). На нюансах наличного денежного обращения в розничной точке продаж остановимся немного позже.
Для целей налогообложения обособленным признается любое территориально отдаленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. Рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение этих обязанностей (Письмо Минфина РФ от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019). Налоговый орган принимает решение о постановке на учет организации по месту ее деятельности через обособленное подразделение, исходя из представленных ему документов, на основании которых осуществляется такая деятельность вне места нахождения организации (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-02-07/1/35414).
Если фирменный магазин находится в одном из помещений на заводской территории, что бывает достаточно часто, его не нужно ставить на налоговый учет как обособленное подразделение, исполняющее обязанности по уплате отдельных налогов. Но если у предприятия несколько магазинов, то удаленные подпадают под определение налогового обособленного подразделения со всеми вытекающими последствиями.
Кассовые операции в фирменном магазине
Когда применение банковских и иных карт становится повсеместным, денежная наличность уже не настолько востребована, тем не менее освободиться полностью от наличных расчетов с покупателями невозможно. А раз так, фирменному магазину нужна касса. Порядок ведения кассовых операций существенно обновлен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ. Самым главным новшеством является переход от "автономных" ККТ к "сетевым", позволяющим передать информацию в электронном виде налоговикам через оператора фискальных данных.
Оператором фискальных данных является организация связи, имеющая лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг (интернет-соединения) и по технической защите конфиденциальной информации. Оператор фискальных данных напоминает оператора электронного документооборота: оба они взаимодействуют с налоговыми органами. Но задачи разные: первый передает фискальные сведения о наличных расчетах, второй - документы налогового контроля.
Обратите внимание! Преимуществом перехода на электронный документооборот можно назвать возможность представления в цифровом формате основных подтверждающих наличные расчеты документов - кассового чека и бланка строгой отчетности. Причем последний будет считаться первичным учетным документом, приравненным к кассовому чеку.
Организации и предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных. Соглашение предполагается возмездным, то есть оператор получает плату от пользователя ККТ за прием, обработку и передачу фискальных данных. Не исключено, что ценообразование услуги по обработке, передаче и хранению фискальных данных будет регулироваться, но пока документов на этот счет нет, что дает оператору право самостоятельного ценообразования услуг в рамках договора по обеспечению эксплуатации онлайн-касс согласно требованиям законодательства.
Остается добавить, что законодатель предусмотрел поэтапный переход на онлайн-кассы. Так, уже с 15 июля 2016 года установлена возможность добровольного перехода на применение данных касс, с 1 февраля 2017 года будет осуществляться регистрация только новых ККТ, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое существование и прежние кассы станут бесполезными. Для отдельных категорий пользователей ККТ дается отсрочка еще на год (см. письма ФНС РФ от 15.08.2016 N ЕД-3-20/3721@, Минфина РФ от 30.06.2016 N 03-11-10/38206), но производители и их фирменные магазины к ним не имеют отношения.
Отметим, что Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ ужесточил административную ответственность, предусмотренную за неприменение в установленных случаях ККТ организациями, производящими наличные расчеты: штраф исчисляется в зависимости от суммы "теневого" оборота. В частности, в целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ штрафы введены в размере, кратном размеру средств, полученных за период неприменения "правильной" кассы.
Нюансы розничной продажи акцизной продукции
Не будем рассматривать организационно-правовые вопросы, связанные с оборотом алкогольной, табачной и иной продукции, для которой установлено специальное законодательное регулирование. Для бухгалтера актуальнее налогообложение подакцизной продукции, отпускаемой в розничные точки.
Напомним: объектом акцизного налогообложения признается операция по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров. В целях исчисления акцизов под реализацией понимается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) указанных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию (ст. 195 НК РФ). Отметим: здесь речь идет именно о структурном подразделении, которое не обязательно является обособленным.
Таким образом, если организация, производящая алкогольную продукцию, передает ее собственному складу для последующей реализации другим организациям (то есть для оптовой торговли), акциз при передаче не начисляется. В данном случае акциз должен начисляться при отгрузке алкогольной продукции с указанного склада покупателям. Но если организация-производитель передает алкогольную продукцию собственному магазину розничной торговли для дальнейшей реализации населению, то акциз начисляется на дату передачи продукции магазину.
В свете указанных выше норм ст. 195 НК РФ с мнением, высказанным в Письме Минфина РФ от 09.09.2015 N 03-07-06/51963, трудно не согласиться. Если впоследствии подакцизный товар возвращен покупателем в магазин, то производитель, ранее уплативший в бюджет акциз, имеет право на налоговый вычет. А применить его можно, не дожидаясь, когда магазин вернет товар на склад, - при условии, что в учете производителя (бухгалтерском и налоговом) отражены операции, связанные с возвратом (сделаны соответствующие сторнирующие проводки) (Письмо ФНС РФ от 15.09.2015 N ГД-4-3/16210@).
* * *
Обобщим основные тезисы статьи в виде схемы.
Собственный магазин по продаже продукции предприятия |
/------------------------------\ /------------------------------\
| Обособленное подразделение | | Структурное подразделение |
\------------------------------/ \------------------------------/
Налоги уплачиваются в рамках системы налогообложения, применяемой предприятием по основному направлению деятельности |
Документооборот и наличные расчеты организуются таким образом, чтобы обеспечить контроль реализации готовой продукции, учет и налогообложение продаж |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 26.
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"