Учебники для учреждений начального, основного и среднего общего образования
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 45-54.
Основой для образовательного процесса в учреждениях начального, основного и общего образования являются учебники. На необходимость использования печатных и электронных образовательных ресурсов указывает ст. 18 Закона об образовании*(1). Какие учебники могут использовать образовательные организации при реализации указанных выше уровней образования? Как они проходят экспертизу? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.
Порядок обеспечения учебниками
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).
Нормы обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (п. 2 ст. 18 Закона об образовании).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают (п. 4 ст. 18 Закона об образовании):
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию;
- учебные пособия, выпущенные организациями, которые допускаются к использованию.
В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона об образовании учебники включаются в федеральный перечень по результатам экспертизы. В проведении экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализации прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и литературы народов России участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 18.07.2016 N 870 (далее - Порядок N 870).
Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 29.04.2015 N 450. А перечень таких организаций - Приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 N 699. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
К сведению. В соответствии с п. 9 ст. 18 Закона об образовании при реализации профессиональных образовательных программ образовательные организации самостоятельно определяют перечень учебных изданий, в том числе электронных, которые они будут использовать в своей деятельности.
Комитет Государственной думы по образованию подготовил законопроект, который вносит целый ряд дополнений и поправок в ст. 18 Закона об образовании. В основном они направлены на то, чтобы по таким предметам, как математика, история России, русский язык и литература, обучение проходило по учебникам, входящим в федеральный перечень базовых учебников. При разработке этих учебников должна быть обеспечена преемственность в обучении по ступеням образования. Кроме того, данные учебники должны пройти целый ряд экспертиз и согласований.
Экспертные заключения с указанием авторов экспертизы по результатам научно-педагогической, общественной и региональной экспертиз подлежат опубликованию в Интернете на официальном сайте Минобрнауки.
Критерии проведения экспертизы должны быть разработаны в соответствии с базовым содержанием программ учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Формирование федерального перечня учебников
Формирование федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляется в соответствии с Порядком N 870.
Он включает в себя:
а) структуру федерального перечня учебников;
б) основания и порядок включения учебников в федеральный перечень учебников;
в) критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
г) форму экспертного заключения;
д) основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
Структура федерального перечня учебников. Схематично ее можно представить так:
Федеральный перечень учебников |
/-----------------\ /---------------\ /-------------------\
| Учебники, | | Учебники, | | Учебники, |
| рекомендуемые к | |рекомендуемые к| |обеспечивающие учет|
|использованию при| | использованию | | региональных и |
| реализации | |при реализации | | этнокультурных |
| обязательной | |части основной | | особенностей |
| части основной | |образовательной| | субъектов РФ, |
| образовательной | /---| программы, | /| реализацию прав |
| программы | | | формируемой | || граждан на |
| | | | участниками | || получение |
| | | |образовательных| || образования на |
| | | | отношений | || родном языке |
\-----------------/ | \---------------/ |\-------------------/
| | |
| /-----------------\ | /-------------------\ | /--------------\
|--| Начальное | |-| Начальное | |----| Начальное |
| | образование | | | образование | | | образование |
| \-----------------/ | \-------------------/ | \--------------/
| | |
| /-----------------\ | /-------------------\ | /--------------\
|--| Основное | |-| Основное | |----| Основное |
| | образование | | | образование | | | образование |
| \-----------------/ | \-------------------/ | \--------------/
| | |
| /-----------------\ | /-------------------\ | /--------------\
\--| Среднее | \-|Среднее образование| \----| Среднее |
| образование | | | | образование |
\-----------------/ \-------------------/ \--------------/
Каждый раздел по уровню образования состоит из подразделов по наименованию предметных областей.
В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
порядковый номер учебника;
наименование учебника;
класс;
автор (авторский коллектив);
наименование издателя (издателей) учебника;
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов РФ);
информация об использовании специального учебника при реализации адаптированных образовательных программ (далее - специальный учебник).
Основания и порядок включения учебников в федеральный перечень. В соответствии с п. 3 Порядка N 870 в федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной - для учебников по истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, если они отвечают следующим требованиям:
а) принадлежат к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно- эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);
б) представлены в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформлены; представлены в электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
в) имеют методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;
г) имеют инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
Критерии и порядок проведения экспертизы учебников. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части), отвечающее ФГОС соответствующего уровня общего образования или ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и отвечающее примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе (п. 4 Порядка N 870).
Научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная экспертизы учебника проводятся по инициативе правообладателя (автора учебника или физического либо юридического лица, которому переданы авторские права) (далее - заказчик экспертизы).
Заказчик экспертизы самостоятельно выбирает экспертные организации.
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация (п. 6 Порядка N 870).
Научная (научная историко-культурная) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.
Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной) и педагогической экспертиз (п. 8 Порядка N 870).
Этнокультурная и региональная экспертизы обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке, изучение родного языка и литературы народов России на родном языке.
Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством РФ, в которых закреплены полномочия по проведению такой экспертизы.
Общественную экспертизу учебников осуществляют организации, чья уставная деятельность направлена на поддержку и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.
В этнокультурной и региональной экспертизах учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Дополнительная и повторная экспертизы учебника проводятся экспертными организациями на основании решения Научно-методического совета по учебникам при следующих условиях (п. 12 Порядка N 870):
- дополнительная экспертиза проводится той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и (или) обоснования выводов экспертной организации;
- повторная экспертиза проводится другой экспертной организацией при наличии противоречий в выводах экспертной организации.
К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников, в том числе (п. 15 Порядка N 870):
а) к педагогической и общественной экспертизам электронной формы учебника - специалисты, имеющие опыт разработки или использования учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов;
б) к экспертизам специального учебника - специалисты, обладающие соответствующими знаниями в области дефектологии и (или) представляющие соответствующие общественные организации инвалидов;
в) к общественной экспертизе учебника, направленного на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), - специалисты, представляющие соответствующие централизованные религиозные организации.
В ходе экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Формы экспертных заключений. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения по формам, представленным в приложениях 1-5 к Порядку N 870.
Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы по каждой из экспертиз. Приведем некоторые из них (с полным перечнем выводов можно ознакомиться в п. 17 Порядка N 870).
Вид экспертизы | Выводы по экспертизе |
Научная (научная историко-культурная) экспертиза | Издание является учебником. Наименование соответствует учебному предмету или предметной области ФГОС. Соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета. В содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, отражены методы научного познания, отсутствуют недостоверные факты. Учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий. Иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его. В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки |
Педагогическая экспертиза | Издание является учебником. Наименование соответствует учебному предмету или предметной области ФГОС. Соответствует примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерным адаптированным образовательным программам. Принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников). Содержание обеспечивает выполнение требований соответствующего ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системного подхода в обучении. Способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу. Формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию. Методический аппарат учебника обеспечивает развитие критического мышления, способность аргументированно высказывать свою точку зрения. Текстовый материал учебника соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов России. Язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник, и (или) учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов. Структура и содержание методического пособия соответствуют структуре и содержанию учебника. В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки. Структура и содержание печатной и электронной форм учебника соответствуют друг другу |
Общественная экспертиза | Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Отсутствуют задания, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. Отмечается качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой |
Этнокультурная и региональная экспертизы | Отражены базовые национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта РФ, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества. Представлен материал по истории и культурному наследию субъекта РФ. Обеспечено право на обучение на родном языке из числа языков народов РФ и изучение литературы народов России на родном языке, языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов России |
Кроме этого, при педагогической экспертизе должны содержаться выводы о том, что в учебнике не выявлены сведения:
- противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству;
- побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- призывающие к экстремизму и терроризму;
- способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающие противоправное поведение;
- содержащие нецензурную брань.
В экспертном заключении должен быть сделан один из следующих выводов (п. 18 Порядка N 870):
1) учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
2) учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
Основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям (п. 27 Порядка N 870):
а) при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
б) в случае отзыва учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);
в) при обнаружении фактов несоответствия учебника требованиям п. 3 Порядка N 870;
г) при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
д) в случае непредставления в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в п. 26 Порядка N 870.
Вопрос об исключении учебника из федерального перечня рассматривается на заседании Научно-методического совета по учебникам. Он имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня. Совет принимает следующее решение: исключить или оставить учебник в федеральном перечне.
Исключение учебника из федерального перечня осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
* * *
При реализации образовательных программ по начальному, основному и среднему общему образованию учреждения образования должны использовать учебники, включенные в федеральный перечень. До включения в него учебники проходят ряд экспертиз. Заказчиками экспертиз являются авторы учебников или держатели авторских прав на них. Перечень требований к учебникам очень широк. При выявлении фактов нарушения данных требований учебник должен быть исключен из федерального перечня.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"