Федеральным законом от 02.06.2016 N 176-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе" пересмотрена продолжительность всех видов ежегодных оплачиваемых отпусков на гражданской службе. Надо ли в связи с изменением норм законодательства РФ вносить изменения в условия служебного контракта государственных служащих?
Л. Магурина,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2016 г., с. 73-76.
Со 2 августа 2016 года вступил в силу Федеральный закон N 176-ФЗ, из которого следует, что начиная с этой даты гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет представляется продолжительностью:
при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день; при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней; при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней; при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.
Реализация положений Федерального закона N 176-ФЗ привела к изменению продолжительности предоставляемого гражданским служащим ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Продолжительность отпусков устанавливается в служебном контракте, заключаемом с гражданским служащим, и является одним из существенных условий служебного контракта в силу норм ст. 24 Федерального закона N 79-ФЗ*(1).
Напомним, что исходя из положений данной статьи существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (если для гражданского служащего он отличается от служебного распорядка государственного органа);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
Поскольку продолжительность отпусков в силу новых норм Федерального закона N 79-ФЗ изменена, следует внести соответствующие изменения в заключенные с гражданскими служащими служебные контракты путем заключения дополнительного соглашения. В пункте 5 ст. 24 данного закона говорится, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Вместе с тем ст. 29 Федерального закона N 79-ФЗ установлен исключительный случай, когда изменение существенных условий служебного контракта допускается по инициативе представителя нанимателя в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности при условии сохранения должностных обязанностей гражданского служащего. Основанием изменения условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является в том числе изменение законодательства РФ (Письмо Минтруда РФ от 20.10.2016 N 18-4/В-676).
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (п. 2 ст. 29 Федерального закона N 79-ФЗ). Минтруд в своем Письме N 18-4/В-676 указал, что минимальным сроком уведомления гражданских служащих о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта обусловлен срок вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ - по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
Таким образом, гражданские служащие в установленном Федеральным законом N 79-ФЗ порядке должны быть уведомлены об изменении существенных условий служебного контракта в части продолжительности основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом с учетом того, что двухмесячный срок уведомления является минимальным, а не предельным, в целях более эффективной кадровой работы и возложения наименьшей нагрузки на кадровую службу целесообразно уведомить всех гражданских служащих федерального органа исполнительной власти о предстоящих изменениях единовременно. Однако заключать дополнительные соглашения к служебному контракту можно не одномоментно со всеми гражданскими служащими федерального органа исполнительной власти, а последовательно в зависимости от даты начала их нового служебного года. Возможность последовательного заключения дополнительного соглашения с гражданскими служащими обусловлена переходными положениями, установленными ст. 2 Федерального закона N 176-ФЗ. Из этой статьи следует, что новая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исчисляется начиная с их нового служебного года, который исчисляется с даты поступления гражданского служащего на должность в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
В Письме Минтруда РФ N 18-4/В-676 указано, что в первоочередном порядке дополнительные соглашения к служебным контрактам заключаются с теми гражданскими служащими, у которых новый служебный год начался со 2 августа 2016 года и далее. В отношении гражданских служащих, у которых их новый служебный год начался до вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ, например, в июне 2016 года, изменения в служебные контракты вносятся соответственно в июне 2017 года (с учетом даты начала их служебного года).
1 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"