Проверка выполнения показателей государственного (муниципального) задания
Т. Обухова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2016 г., с. 28-37.
Государственное (муниципальное) задание формируется органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее - учредитель). Оно содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной (муниципальной) услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ, порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания. Одним из объектов проверки является выполнение учреждением государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем. В этой статье поговорим о порядке проведения такой проверки.
Частью 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(1) установлено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях).
Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Из них следует, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.
В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля должны были обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год"). В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований такие правила устанавливаются нормативными актами субъектов РФ (например, Закон Амурской области от 31.08.2007 N 368-03 "О бюджетном процессе в Амурской области").
В случае если показатели, установленные в задание учредителя, достигнуты не были, а субсидия была потрачена полностью, учреждение производит возврат средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 N 02-01-09/20629). Работники контрольных органов проверяют выполнение учреждением показателей, установленных в государственном (муниципальном) задании учредителя и в случае выявления недостижения учреждением установленных в задании показателей определяют объем средств, подлежащих возврату в бюджет.
Источники информации для проведения проверки
При проведении проверки выполнения учреждением государственного (муниципального) задания проверяющими запрашиваются учредительные документы, государственное (муниципальное) задание, утвержденное на проверяемый период, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов контроля.
Направления проверки выполнения задания
Проверка выполнения государственного (муниципального) задания учредителя проводится по следующим основным направлениям:
- соответствие объема оказанных в проверяемом периоде государственных (муниципальных) услуг параметрам, указанным в задании учредителя;
- соответствие качества оказанных в проверяемом периоде услуг (выполненных работ) параметрам государственного (муниципального) задания.
Порядок проверки использования субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания
При проверке обращается внимание:
- на правильность отражения операций по учету субсидий, полученных и израсходованных учреждением на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, соответствие требованиям, установленным учредителем;
- на соблюдение проверяемым учреждением требований по формированию государственного (муниципального) задания, предоставлению отчетности о выполнении государственного (муниципального)
- на соблюдение требований по формированию и представлению оперативной и годовой отчетности по выполнению государственного задания, оценки достоверности данных отчетности по выполнению государственного задания;
- на соответствие направлений расходования субсидии целям государственного задания*(2);
- определение объема оказания услуг (выполнения работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания или в рамках государственного (муниципального) задания в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- на определение достоверности отдельных показателей бухгалтерской отчетности учреждения;
- на определение использования имущества (выборочного осмотра, обследования, инвентаризации государственного (муниципального) имущества с целью оценки его состояния, выявления неиспользуемого не по назначению государственного (муниципального) имущества), выявление нарушений действующего законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности государственного (муниципального) имущества;
- на определение объемов оказанных услуг (выполненных работ), экспертной оценки и других методов фактической проверки с целью оценки правомерности использования средств, полученных в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (при необходимости).
В случае выявления в ходе контрольных мероприятий неправомерного расходования сумм субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, осуществляется их стоимостная оценка. К случаям неправомерного расходования сумм субсидий можно отнести:
- перечисление учредителем субсидий в объемах, превышающих расчетную нормативную потребность государственных учреждений на единицу государственной услуги (работы), а также перечисление субсидий в отсутствие утвержденного государственного задания;
- расходование учреждением субсидии, предназначенной на выполнение государственного (муниципального) задания, на работы и услуги, не предусмотренные государственным (муниципальным) заданием;
- отсутствие документов, подтверждающих произведенные расходы;
- отсутствие документов, подтверждающих закупку (поставку) товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания;
- оплату работ завышенного объема, завышенной стоимости, включающей непредусмотренные расходы, оплату непоставлен- ной продукции, невыполненных работ, неоказанных услуг;
- наличие у проверяемого учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- размер убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем;
- оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности (например, оплата страхования арендованных автомобилей, если при этом условиями договоров предусмотрена оплата страховки арендодателем, использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (без их соответствующего возмещения арендаторами)) и прочие нарушения.
Проверяющие самостоятельно определяют метод проверки (сплошной, выборочный), объем выборки, способ проверки (документальный, фактический). Выбор того или иного варианта осуществляется исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранные условия с достаточной степенью надежности обеспечивают достижение цели проверки.
Методы проведения проверки |
/-------------------------------\ /----------------------------------\
| Документальная проверка | | Фактическая проверка |
\-------------------------------/ \----------------------------------/
/-------------------------------\ /----------------------------------\
| Проводится путем изучения | | Проводится путем установления |
| информации о деятельности | | информации о количественных, |
| проверяемой организации, | | качественных и иных |
| содержащейся в документах | | характеристиках объекта проверки |
| | | на основании инвентаризации, |
| | | проводимых по месту нахождения |
| | |объекта контроля, в ходе которых в|
| | |том числе определяется фактическое|
| | |соответствие совершенных операций |
| | | данным бюджетной (бухгалтерской) |
| | |отчетности и первичных документов,|
| | | а также обследования, осмотра, |
| | | обмера, пересчета, экспертизы, |
| | | получения объяснений и другими |
| | | способами |
\-------------------------------/ \----------------------------------/
Метод проверки (сплошной, выборочный), объем выборки, способ проверки (документальный, фактический) определяются ревизором самостоятельно, исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранные условия с достаточной степенью надежности обеспечивают достижение цели проверки |
Критерии оценки эффективности использования сумм субсидий
Оценка эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания работниками контрольных органов осуществляется с применением следующих критериев:
- полнота и своевременность перечисления средств на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
- полнота оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), количественная проверка полноты оказания государственного (муниципального) задания (счетный контроль);
- количество потребителей государственных услуг или количество государственных услуг (выполнения работ);
- обеспечение соответствия качества оказания государственных (муниципальных) услуг (например, учредителем некорректно установлены показатели качества услуги и не определен порядок оценки качества выполненных работ) нормам законодательства и требованиям, установленным в государственном задании.
Практический опыт проведения оценки выполнения учреждением задания учредителя
Здесь хотелось бы осветить результаты контрольного мероприятия, проведенного работниками отдела внутреннего муниципального контроля администрации одного из муниципалитетов. Контрольные мероприятия осуществлялись в отношении выполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - школа) муниципального задания.
При проверке обращалось внимание:
1. На соответствие объема оказываемой муниципальной услуги параметрам муниципального задания. Исходя из представленных проверяющим данных в муниципальном задании проверяемого учреждения предусмотрена муниципальная услуга "Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным образовательным программам". Единицей измерения данной муниципальной услуги является количество обучающихся с 6,5-18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Запланированный объем муниципальной услуги - 167 обучающихся. Фактический объем муниципальной услуги - 155 обучающихся. Расчетным путем проверяющие установили, что задание выполнено только на 92,8% (155 чел. / 167 чел. х 100%).
2. На соответствие качества оказываемой муниципальной услуги параметрам муниципального задания. При оценке выполнения этого показателя проверяющие устанавливали соблюдение учреждением следующих критериев:
1) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Средняя наполняемость классов" фактическому. В задании учредителя этот показатель равен 8,7 обучающихся в классе. За проверяемый период данный показатель составил 8,7 человек в классе. Оценка выполнения - 100%;
2) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Абсолютная успеваемость обучающихся", установленного в муниципальном задании, фактическим данным. По муниципальному заданию успеваемость учеников в классе должна составлять 98%. Фактическое значение показателя равно 100%. Оценка выполнения - 102% (100% / 98% х 100%);
3) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Доля выпускников, получивших свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы", установленного в муниципальном задании, фактическим данным. По муниципальному заданию этот показатель должен быть равен 98%. Фактическое значение показателя - 100%. Оценка выполнения - 102%;
4) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Выполнение предписаний Роспотребнадзора и пожарного надзора" фактическим данным. В муниципальном задании этот показатель установлен равным 100%. Фактическое значение также составило 100%. Оценка выполнения - 100%;
5) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Укомплектованность педагогическими кадрами", указанного в муниципальном задании, фактическим данным. По муниципальному заданию этот показатель должен составлять 98%. Фактическое значение этого показателя равно 100%. Оценка выполнения - 102%;
6) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Участие учащихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях муниципального, регионального, федерального уровня" прописанному в муниципальном задании и фактическим данным. В муниципальном задании этот показатель указан в размере 50%. Фактическое значение - 71%. Следовательно, оценка выполнения этого показателя - 142% (71% / 50% х 100%);
7) соответствие запланированного значения муниципальной услуги по показателю "Удовлетворенность потребителей качеством муниципальной услуги" указанному в муниципальном задании и фактическим данным. В муниципальном задании этот показатель равен 75%, тогда как фактическое значение этого показателя - 90%. Расчетным путем установлено, что оценка выполнения показателя - 120% (90% / 75% х 100%).
Проведя проверку, работники отдела внутреннего муниципального финансового контроля пришли к выводу о том, что объем и качество предоставленной проверяемым учреждением муниципальной услуги соответствуют параметру муниципального задания.
При анализе выполнения учреждением государственного (муниципального) задания учредителя проверяющие для удобства могут занести исходные данные в таблицу. Ниже приведем пример такой таблицы.
Наименование показателя | Единица изменений | Значение, утвержденное в муниципальном задании | Фактическое значение за год | Относительное отклонение | Характеристика причин отклонения от запланированных значений |
Наличие документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение | Да | Да | - | - | |
Наличие и выполнение образовательных программ | Да | Да | - | - | |
Доля педагогических кадров с высшим образованием от общего количества кадров | % | 55 | 60 | 109% | |
Укомплектованность кадрами | % | 98 | 100 | 102% | |
Доля удовлетворенных качеством услуги потребителей | % | 90 | 90 | 0 | |
Количество воспитанников | Детей | 167 | 155 | 92,8% | |
Средняя наполняемость классов | Детей | 8,7 | 8,7 | 0 | |
Абсолютная успеваемость обучающихся | % | 98 | 100 | 102% | |
Доля получивших свидетельство об окончании специальной (коррекцион- ной) общеобразовательной школы выпускников | % | 98 | 100 | 102% | |
Выполнение предписаний Роспотребнадзора и пожарного надзора | % | 100 | 100 | 0 | |
Участие учащихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях муниципального, регионального, федерального уровня | % | 50 | 71 | 142% | |
Удовлетворенность потребителей качеством муниципальной услуги | % | 75 | 90 | 120% |
* * *
В заключение отметим, что проверка выполнения государственного (муниципального) задания учредителя обычно проводится с целью выявления:
- соответствия объема фактически оказанных учреждением услуг параметрам, установленным в государственном (муниципальном) задании учредителя;
- соответствия качества оказанных учреждением в проверяемом периоде услуг (выполненных работ) параметрам, указанным в государственном (муниципальном) задании.
В случае выявления в ходе проверки фактов недостижения учреждением показателей, установленных для него в государственном (муниципальном) задании, остатки сумм субсидии подлежат перечислению в доход бюджета. Если средства субсидии были израсходованы полностью, расчетным путем определяется объем средств, который должен остаться у учреждения в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащего качества) им установленных для него в задании учредителя показателей. Полученная сумма погашается путем перечисления в бюджет средств из других источников (например, средств, полученных от оказания учреждением платных услуг).
Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 N 02-06-07/19436 "О порядке учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков неиспользованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Расходование субсидии производится учреждением с целью выполнения задания учредителя и в соответствии с показателями, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности с учетом соблюдения условий их предоставления, определенным в том числе иным правовым основанием их получения (то есть в соглашении). Документом, определяющим направления использования государственным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"