О проведении внутреннего контроля в учреждении
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2016 г., с. 38-47.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждое государственное (муниципальное) учреждение обязано организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден в приложении к учетной политике учреждения. В статье мы рассмотрим вопросы организации и проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления учреждением внутреннего финансового контроля.
Общие положения
Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом, как отметил Минфин в своем Письме от 17.08.2016 N 02-07-10/48198, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания отдельных нормативных актов. Соответственно, порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.
Напомним, что внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
- в учреждении создается отдельное структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится отдельная должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
- в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
- осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.
Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т.д.
Внутренний финансовый контроль бывает следующих видов:
- предварительный контроль - должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к мероприятиям предварительного контроля, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т.д.;
- текущий контроль - заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами);
- последующий контроль - проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Как мы уже отметили выше, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей; последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.
В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля, то есть:
- установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
- возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документаций;
- создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.
Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:
- уровень сотрудника - контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
- уровень структурного подразделения - регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.
Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться еще и положением об отделе внутреннего контроля. Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).
Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников. При разработке названных документов необходимо четко установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.
А нужно ли планирование?
Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления финансового контроля. Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа. При планировании контрольной деятельности необходимо учитывать, в частности:
- законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
- степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
- равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
- экономическую целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемую соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий.
Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год. Отметим, что планировать необходимо исключительно контрольные мероприятия, проводимые в рамках последующего контроля. Если же внутренний финансовый контроль осуществляется в формах предварительного и текущего контроля, составлять планы проверок не нужно.
План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году. В плане нужно указать тему проверки (ревизии), объект проверки (ревизии), вид проверки, проверяемый период, месяц начала и срок проведения проверки (ревизии).
Основными объектами плановой проверки являются:
- соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
Что необходимо сделать перед проведением проверки?
Проведению мероприятий внутреннего контроля должен предшествовать период подготовки, в ходе которого, в частности, нужно составить и утвердить программу проведения контрольного мероприятия.
При подготовке контрольного мероприятия целесообразно:
- произвести сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;
- установить объем контрольного мероприятия. Он определяется перечнем и характером процедур контроля, которые нужны для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах;
- определить сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта финансового контроля;
- установить требования к работникам финансового контроля, необходимые для проведения контрольного мероприятия, сформировать группу работников, проводящих контрольное мероприятие, и распределить обязанности между членами названной группы;
- составить программу контрольного мероприятия;
- проинформировать объект финансового контроля о цели, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия.
Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия. Составлению программы проверки предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы.
Утвержденная программа контрольного мероприятия должна содержать следующие сведения:
1) форма и тема контрольного мероприятия (например, ревизия финансово-хозяйственной деятельности или проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности);
2) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия. Данный раздел может включать в себя следующие вопросы:
- наличие утвержденной в установленном порядке бюджетной сметы на содержание проверяемого учреждения (плана финансово-хозяйственной деятельности), расчетов к ней, обоснованность внесения изменений в бюджетную смету, доходы и расходы учреждения (путем сопоставления данных учета и отчетности учреждения), наличие и правомерность образования других источников финансирования, помимо ассигнований, выделенных из федерального бюджета;
- сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности, полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформления приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе, использование бюджетных средств, полученных учреждением с лицевого счета в кассу;
- проверка правомерности банковских операций, соответствие остатков средств, указанных в выписках из лицевых счетов, открытых в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе), данным бухгалтерского учета;
- правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;
- соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;
- соблюдение установленного порядка осуществления государственных закупок;
- обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов). Также анализируются принятые меры по внесению объектов государственной (муниципальной) собственности в соответствующий реестр имущества и государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер (при необходимости - организация выборочной инвентаризации материальных ценностей), правильность начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и ее отражения в бюджетном учете;
- правомерность и эффективность использования средств на хозяйственные расходы, услуги связи, коммунальные услуги, охрану, аренду помещений, полнота возмещения арендаторами затрат учреждения на коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги по помещениям, сданным в аренду;
- состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты, правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру их возникновения, наличие актов сверок, эффективность мер, принимаемых к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, соблюдение установленных норм авансовых платежей;
- соблюдение установленного порядка сдачи в аренду закрепленных за учреждением объектов федеральной собственности, состояние расчетов по арендным отношениям, обеспечение учреждением правомерного и эффективного использования движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;
- правомерность расходования средств, выделенных на проведение ремонтно-строительных работ;
- достоверность ведения бюджетного учета и отчетности, соответствие данных синтетического и аналитического учета, бюджетной отчетности и данных учета.
Программа должна быть утверждена руководителем учреждения.
Порядок проведения контрольных мероприятий
С целью проведения мероприятий последующего контроля в учреждении целесообразно издать приказ, который должен содержать следующие сведения:
- объект проверки (ревизии);
- тема и вопросы проверки (ревизии);
- вид проверки;
- персональный состав контрольной группы, состоящий из руководителя контрольной группы и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля, и иных должностных лиц, привлекаемых в зависимости от темы проверки;
- проверяемый период;
- месяц начала проведения проверки (ревизии);
- срок проведения проверки (ревизии).
Виды контрольного мероприятия:
- проверка, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
- ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности;
- обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Проводимые контрольные мероприятия могут носить либо сплошной, либо выборочный характер. Сплошной проверке обычно подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, персоналом по оплате труда, расчеты с поставщиками и другие операции, указанные в программе проверки. В случае выборочного характера работ используется систематический метод выборки. Он заключается в том, что отбор элементов осуществляется через постоянный интервал начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на числе элементов совокупности (счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета и т.д.), при этом соблюдается принцип репрезентативности, означающий отбор элементов, которые обладают характеристиками, типичными для всей их совокупности. Отбор предусматривает объективность контрольной группы (ревизора).
Процедуры проведения внутреннего финансового контроля включают в себя:
- определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверку отражения первичных документов в бюджетном учете;
- арифметическую проверку, заключающуюся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бюджетном учете;
- сопоставление документов, то есть сверку документов с документами, оформленными другими структурными подразделениями для проверки достоверности операций и выявления нарушений и ошибок;
- анализ и оценку соответствия бухгалтерского учета и отчетности;
- проверку соответствия совершаемых операций действующему законодательству, нормативным документам, внутренним документам;
- осуществление осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и других контрольных действий.
Результаты предварительных и текущих контрольных мероприятий оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Результаты последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. При его составлении должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться надлежащими доказательствами.
При описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, период, к которому относится выявленное нарушение, состав нарушения, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение.
Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
- программа проверки (утверждается руководителем учреждения);
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
- виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
- анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
По итогам проверки главным бухгалтером учреждения (или лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения и доводится до всех заинтересованных лиц.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.
Как и кто будет осуществлять внутренний финансовый контроль в учреждении, учреждение должно определить самостоятельно, закрепив принятое решение в положении о внутреннем контроле. Еще раз напомним, что указанное положение учреждение разрабатывает в рамках формирования учетной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"