Изменение типа учреждения
Н. Фимина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 45-50.
Нормы действующего законодательства предусматривают возможность изменения типа учреждения (например, с бюджетного на автономное). В свете этого у практикующих специалистов может возникать множество вопросов (связанных с бухгалтерским учетом и входящих в сферу регулирования иных правоотношений).
Положения Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) предусматривают как случай изменения типа автономного учреждения на иной тип, так и создание автономного учреждения путем изменения типа иного учреждения.
Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения (ч. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения через изменение его типа в порядке, устанавливаемом:
- Правительством РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- органом государственной власти субъекта РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- органом местного самоуправления - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Процесс создания автономного учреждения путем изменения типа иного учреждения включает в себя несколько этапов:
1) принятие решения об изменении типа учреждения;
2) уведомление регистрирующего органа;
3) утверждение новой редакции устава и регистрация изменений;
4) назначение руководителя автономного учреждения;
5) утверждение состава наблюдательного совета автономного учреждения;
6) закрепление за автономным учреждением имущества, достаточного для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам;
7) проведение первого заседания наблюдательного совета автономного учреждения (в повестку дня необходимо включить вопрос выбора председателя наблюдательного совета);
8) утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности;
9) закрытие прежних счетов, открытие новых.
Напомним, что наблюдательный совет автономного учреждения является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления учреждением, осуществляющим в соответствии с уставом решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного совета. Наблюдательный совет создается в составе не менее 5 и не более 11 членов.
Рассмотрим типичные вопросы, связанные с изменением типа учреждения.
Нужно ли вносить изменения в учетную политику и рабочий план счетов?
Под учетной политикой понимается выбранная субъектом совокупность способов ведения учета. Рабочий план счетов - это систематизированный план счетов бухгалтерского учета, применяемый в конкретном учреждении исходя из особенностей его деятельности.
Инструкция N 157н*(1) утверждает единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций. Его должны применять автономные, казенные, бюджетные учреждения, органы власти, внебюджетные фонды.
В целях детализации положений Инструкции N 157н, а также обеспечения их применения исходя из специфики отдельных типов российских учреждений Минфин издал ряд дополнительных нормативных правовых актов:
- Инструкция N 174н*(2) - для бюджетных учреждений;
- Инструкция N 183н*(3) - для автономных учреждений;
- Инструкция N 162н*(4) - для казенных учреждений.
На основе данных инструкций в соответствующих учреждениях должны утверждаться внутренние рабочие планы счетов. Таким образом, изменение типа учреждения влечет за собой необходимость внесения изменений в учетную политику и утверждения нового плана счетов. Ведь правовое регулирование в отношении разных типов учреждений различается.
Нужно ли переоформлять лицензии?
Прямой ответ на этот вопрос содержится в Законе N 174-ФЗ.
При изменении типа автономного учреждения оно вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных указанному учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
Нужно ли уведомлять кредиторов об изменении типа учреждения?
Согласно ч. 13 ст. 5 Закона N 174-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ. Названная статья ГК РФ касается прав кредиторов при реорганизации юридического лица.
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об изменении типа учреждения оно обязано уведомить об этом регистрирующий орган в письменной форме. Далее дважды с периодичностью один раз в месяц нужно опубликовать в специализированном СМИ уведомление об изменении типа учреждения.
Как сказано в ст. 60 ГК РФ, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Однако достаточно часто такая обязанность предусматривается и в решении о создании автономного учреждения путем изменения типа иного учреждения (см., например, Постановление администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.) от 29.05.2015 N 1304-ПА).
Нужно ли оформлять перевод сотрудников после изменения типа учреждения?
Как мы указали выше, изменение типа учреждения не приравнивается к реорганизации. В соответствии с гражданским законодательством при реорганизации чаще всего происходит прекращение существования одного юридического лица и возникновение нового (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к существующим или вновь возникающим (в зависимости от вида реорганизации) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. Но при смене типа учреждения этого не происходит, меняются наименование учреждения и правовой режим пользования имуществом, которым оно обладает.
При переводе работника в другую организацию, которая является самостоятельным работодателем, трудовой договор между работником и его первоначальным работодателем прекращается по такому основанию: перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю. Поскольку при смене типа учреждения работодатель остается прежним, о переводе в рассматриваемой ситуации речи быть не может.
Однако в трудовой книжке факт изменения типа учреждения отразить необходимо. Согласно п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, об изменении наименования организации делается запись в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки (отдельной строкой): "Организация N с ХХ.ХХ.ХХХХ переименована в NN". При этом в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение) или иной документ работодателя, его дата и номер. Решение об изменении типа учреждения чаще всего принимается собственником имущества, а потому в качестве основания в трудовой книжке логично указать решение собственника.
Актуальным является вопрос, надо ли вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками. Материалы проверок деятельности учреждений подтверждают, что лучше это сделать, поскольку изменение типа учреждения может вызвать необходимость правок в тексте договора. В качестве примера можно привести размещенный на официальном сайте г. Долгопрудный (www.dolgoprudny.com) отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2013 году и текущем периоде 2014 года АУ "ФОК "Салют" на выполнение муниципального задания". В качестве нарушения специалистами контролирующего ведомства было указано следующее: после изменения типа учреждения и регистрации устава трудовой договор с директором автономного учреждения не был приведен в соответствие изменениям.
Как осуществлять закупки?
Автономные и иные учреждения при проведении закупок руководствуются различными нормативными правовыми актами.
Автономные учреждения по общему правилу применяют Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Лишь в специально установленных случаях они руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В тех случаях, когда автономное учреждение создается путем изменения типа иного учреждения, у него появляется право осуществлять закупки, руководствуясь требованиями, установленными Законом N 223-Ф3.
К сожалению, вопрос изменения типа учреждения не урегулирован надлежащим образом ни в Законе N 223-Ф3, ни в Законе N 44-ФЗ. Вместе с тем необходимо отметить следующее. Изменение типа учреждения не приводит к прекращению или модификации прав и обязанностей, ранее возникших у него на основании гражданско-правовых договоров (контрактов). Соответственно, и после изменения типа обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям договоров, в том числе заключенных по Закону N 44-ФЗ.
В завершение добавим, что в 2016 году Минэкономразвития дважды выступало с инициативой о переходе автономных учреждений на применение Закона N 44-ФЗ. Предполагалось, что данное нововведение будет принято Государственной думой вместе с поправками, предусматривающими перевод унитарных предприятий на контрактную систему. Однако инициатива в те моменты поддержана не была.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"