Новации в расчетах по взносам, их уплате и администрировании
Е. Мельникова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор, член РСА
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2017 г., с. 54-57.
С 1 января 2017 года контроль за взиманием "зарплатных" отчислений вернулся в сферу влияния налоговых органов, исключением являются взносы от НС и ПЗ, администрирование которых остается в ведении ФСС России.
Сначала 2010 года, а точнее, с даты прекращения действия главы 24 Налогового кодекса о ЕСН и по 31 декабря 2016 года, то есть уже в течение семи лет, вопросами правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов занимаются органы контроля за уплатой страховых взносов, или, как мы привыкли называть их, внебюджетные фонды*(1). Но с 1 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу*(2).
Прощание с фондами? Не совсем так...
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование внесены изменения в Налоговый кодекс *(3). Эти новшества вступили в силу с 1 января 2017 года с введением в Налоговый кодекс Раздела XI "Страховые взносы в Российской Федерации". Применительно к интересам работодателей, использующих наемный труд, они не будут касаться лишь взимания взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые, как и сейчас, будет проверять ФСС России*(4). Новые статьи 419-432 части второй Налогового кодекса, во многом повторяя положения Закона N 212-ФЗ, придут им на смену. Одновременно часть первая Налогового кодекса дополнена специальными положениями об администрировании взносов налоговыми органами.
Как было заявлено в пояснительной записке к проекту Закона N 243-ФЗ, предполагается создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов и страховых взносов.
Причем снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты должно быть достигнуто за счет сокращения количества госорганов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок, а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.
Несмотря на озвученные намерения, утверждать, что жизнь плательщиков страховых взносов существенно облегчится, преждевременно. Как минимум это связано с тем, что, невзирая на передачу многих полномочий налоговым органам, за ФСС России сохранены функции по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также расходов на оплату страховых взносов по травматизму, включая право проводить камеральные и выездные проверки (последние совместно с ФНС России). Кроме того, информацию по персонифицированному учету плательщик взносов будет по-прежнему представлять в ПФР для разнесения на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете*(5). Предусматривается также межведомственный обмен информацией между управлениями ФНС России и отделениями ФСС России и ПФР. Информационный обмен будет иметь место и с территориальными органами ФОМС*(6). Поэтому о полном прощании с фондами речи не идет, отношения с ними продолжаются, но их характер претерпевает значительные изменения.
Отчитаемся по полной
Итак, в систему, регулирующую взимание страховых взносов, вступает новый участник в лице ФНС России. В связи с этим наряду с увеличением количества проверяющих возрастет и количество форм отчетности. Если сейчас страхователь представляет в фонды две основные формы (РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), то за отчетные (расчетные) периоды 2017 года необходимо будет отчитываться еще и в налоговый орган. ФНС России разработала расчет по страховым взносам, представляемый ежеквартально, объединивший указанные формы отчетности (а также РВ-3 ПФР). Форма прошла согласование в органах государственных внебюджетных фондов и будет применяться начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2017 года*(7).
В связи с грядущими переменами ПФР, в частности, обновил формы документов*(8). Это сделано во исполнение положений статьи 8 Закона N 27-ФЗ, которой предусмотрено, что сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по этим формам будут представляться в ПФР, органы которого будут контролировать их достоверность. Сведения о стаже будут подаваться не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом*(9). Остается обязанностью работодателя и подача в Фонд ежемесячных сведений, которые в настоящее время представляют в ПФР по форме СЗВ-М *(10). Срок подачи СЗВ-М с 2017 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).
В свою очередь, сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись взносы, сумме начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование будут подаваться также и в налоговый орган в составе расчета по страховым взносам*(11). Расчет в налоговый орган должен быть сдан не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом*(12).
Что касается ФСС России, то в Фонд нужно будет подавать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, а также по расходам на выплату страхового обеспечения*(13). Новая форма расчета 4-ФСС также уже утверждена страховщиком. Он подается ежеквартально, на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) или в форме электронного документа не позднее 25-го числа*(14).
А когда?
Попрощаться с привычным порядком представления отчетов страхователям придется начиная с отчетных периодов после 1 января 2017 года. Ведь положения Закона N 243-ФЗ вступили в силу с этой даты.
Отчетность по итогам 2016 года в сроки, по формам и форматам, действовавшим в 2016 году, должна быть подана в органы ПФР и ФСС России. Они же будут проводить и проверку поданных форм, в том числе с связи с уточнением отчетности*(15).
В целом по-старому
Что касается самих взносов, администрируемых с 2017 года налоговой службой, то, с точки зрения бухгалтера, практический интерес прежде всего представляет порядок исчисления взносов, ставки и подача отчетности. Об отчетности автором уже сказано выше. Посмотрим, что изменится в иных составляющих.
Порядок определения базы для исчисления взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам*(16), практически соответствует порядку, определенному статьей 8 Закона N 212-ФЗ. Как и сейчас, ежегодно устанавливается предельная величина базы для исчисления страховых взносов, которая подлежит индексации (за рядом исключений для определенных категорий застрахованных лиц). Повышающие коэффициенты (1,9-2,3) на пять ближайших лет указаны в пункте 5 статьи 421 Налогового кодекса.
Осталась неизменной и дата осуществления выплат и вознаграждений, которая определена как день их начисления в пользу работников*(17).
Расчетный и отчетные периоды также не претерпели изменений*(18).
Момент, на котором надо заострить внимание, - новый порядок определения базы при осуществлении выплат в натуральной форме. Если в части 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ речь идет о стоимости переданных товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из цен, указанных сторонами договора, то пункт 7 статьи 421 Налогового кодекса предписывает применять цены аналогично порядку, предусмотренному статьей 105.3, то есть рыночные, которые, возможно, не будут совпадать с ценами, указанными сторонами договора. Из рассчитанной рыночной цены будет исключаться частичная оплата физлицом стоимости полученных им благ.
И снова к привычному: перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, принципиально не отличается от действующего*(19), однако есть существенное добавление. Не подлежат обложению страховыми взносами суточные*(20) (в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории России и 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке). В Законе N 212-ФЗ такой полезной конкретизации нет, по разъяснениям представителей органов контроля за уплатой взносов, суточные не подлежат обложению в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте*(21). Теперь эта величина установлена законодателем.
Тарифы взносов, в том числе пониженные и дополнительные*(22), не изменились по сравнению с действующими. Основной тариф в ПФР в 2017-2018 годах составит в пределах установленной предельной величины базы для исчисления взносов 22 процента, свыше установленной предельной величины базы - 10 процентов. Взносы на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ в пределах предельной величины базы - 2,9 процента (в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов) - 1,8%); взносы в ФОМС - 5,1 процента (ограничение здесь не применяется). Важно, что действующей редакцией статьи 425 Налогового кодекса по прошествии этих двух лет (то есть с 2019 г.) предусмотрен тариф взносов на ОПС уже в размере 26 процентов, а значит, можно говорить об общем повышении законодателем ставки взносов до 34 процентов. Не конкретизируя, упомянем также, что правила применения пониженных тарифов в определенных случаях все же будут отличаться.
Сроки уплаты страховых взносов в 2017 году сохранятся. Как и ранее, плательщики взносов должны перечислять их в бюджет ежемесячно не позднее 15-го числа следующего календарного месяца*(23).
До 31 декабря 2018 года включительно в части взносов в ФСС России продолжит действовать так называемый принцип зачетного механизма, когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования*(24). Однако с 1 января 2017 года разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения ФСС России подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период*(25). Такие разъяснения представлены на сайте Архангельского регионального отделения ФСС России*(26).
Внимание обособленным!
Новые нормы появились в будущей редакции Налогового кодекса в отношении обязанности плательщиков взносов сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу физлиц. Известить об этом нужно будет в течение одного месяца со дня наделения подразделения соответствующими полномочиями*(27). Напомним, в настоящее время обособленное подразделение платит взносы и представляет отчетность только при наличии счета в банке и отдельного баланса*(28). С 2017 года эти факторы значения не имеют. Сказанное касается тех обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые получат такие полномочия после дня вступления в силу Закона N 243-ФЗ*(29). Обязанность уплаты взносов и представления ими отчетности обусловлена фактом начисления выплат. Если возникает такая обязанность, то взносы должны быть уплачены и отчетность подана в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения*(30).
Итак, до вступления в силу новых норм Налогового кодекса осталось не так много времени. Как полагает автор, по мере приближения заветной даты настоящие и будущий администраторы страховых взносов будут помогать плательщикам взносов, разъясняя в рамках своих полномочий вопросы взаимодействия. Страхователям же, в свою очередь, хочется пожелать безболезненного перехода к новому порядку.
Отчетность по взносам - 2017
Сроки представления | Форма | Дата утверждения |
Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | Расчет по страховым взносам | Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ |
Ежеквартально на бумажном носителе - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом | Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения | Приказ ФСС России от 26.09.2016 N 381 |
Ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом | Документы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования | Постановление Правления ПФР от 01.06.2016 N 473п |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) п. 5 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ)
*(3) Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)
*(4) п. 3 ст. 2 НК РФ в будущей редакции
*(5) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ)
*(6) ч. 2 ст. 22, ст. 49 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в ред. Закона N 250-ФЗ
*(7) приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@; письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@
*(8) пост. Правления ПФР от 01.06.2016 N 473п
*(9) п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ
*(10) п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ
*(11) п. 2.3 ст. 11, п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ
*(12) п. 7 ст. 431 НК РФ
*(13) подп. 17 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ)
*(14) п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ; приказ ФСС России от 26.09.2016 N 381
*(15) ст. 20, 23 Закона N 250-ФЗ; ст. 5 Закона N 243-ФЗ
*(16) ст. 421 НК РФ
*(17) ст. 11 Закона N 212-ФЗ; ст. 424 НК РФ
*(18) ст. 423 НК РФ
*(19) ст. 422 НК РФ; ст. 9 Закона N 212-ФЗ
*(20) п. 3 ст. 217 НК РФ
*(21) письма Минтруда России от 01.04.2015 N 17-3/В-156, ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19
*(22) ст. 426-428 НК РФ
*(24) п. 2 ст. 431 НК РФ; п. 3 ст. 5 Закона N 243-ФЗ
*(25) п. 9 ст. 431 НК РФ
*(26) http://r29.fss.ru/216804/index.shtml
*(27) подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ; письмо ФНС России от 14.09.2016 N БС-4-11/17201
*(28) ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
*(29) ч. 2 ст. 5 Закона N 243-ФЗ
*(30) п. 11 ст. 431 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.