Актуальные вопросы инспекционной деятельности в отношении субъектов рынка микрофинансирования и кредитной кооперации
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 25-28.
Начальник Управления мониторинга проверок некредитных финансовых организаций Главной инспекции Банка России Руслан Манькевич, выступая 14 апреля 2016 года на Конференции "Актуальные вопросы микрофинансирования: подводим итоги - планируем будущее", рассказал о надзорных мероприятиях и основных нарушениях, выявленных в ходе проверок субъектов рынка микрофинансирования и кредитной потребительской кооперации.
Главная инспекция Банка России непосредственно проводит выездные проверки, в ходе которых активно взаимодействует с подразделениями дистанционного надзора. При проведении проверок субъектов микрофинансового рынка - с Главным управлением рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России (рис. 1).
/--------\ /-------\ /-----------\
| МФО | | КПК | | СРО КПК |
\--------/ \-------/ \-----------/
\-----------------------+--------------------/
/------------\
/-------------|Банк России |----------------\
| \------------/ |
/-------------\ /------------\
|Инспекционные| | Дистанцион-|
|проверки | | ный надзор |
\-------------/ \------------/
/-------------\ /------------------------\ | /------------------\
|Главная | | Главное управление | | | Территориальные |
|инспекция | | рынка |-------+---| учреждения Банка |
|Банка России | | микрофинансирования и | | | России |
\-------------/ | методологии финансовой | | | |
| доступности | | \------------------/
\------------------------/ |
/---------------------------------\ | /--------------------\
| Мониторинг отчетности и всех | | | Направление |
| видов информации о | |---| предписаний и |
| деятельности НФО, в том | | | анализ ответов на |
| числе от других надзорных | | | них |
| подразделений и из внешних | | | |
| источников | | \--------------------/
\---------------------------------/ | /---------------\
/---------------------------------\ | | Представление |
| Анализ жалоб потребителей |-----+---| предложений в |
| финансовых услуг | | | план проверок |
\---------------------------------/ | \---------------/
/---------------------------------\ | /---------------\
| Анализ обращений | | | Инициирование |
| государственных органов, в |-----+---| проведения |
| том числе правоохранительных | | | внеплановой |
\---------------------------------/ | | проверки |
| | \---------------/
| | /----------------\
| | | Участие в |
| | | мониторинге |
\------------+--| проверки |
| \----------------/
| /-------------------\
| | Формирование |
\--| проектов решений |
| по применению мер|
| воздействия |
\-------------------/
Рис. 1. Функция надзора за МФО, КПК и СРО КПК.
Следует отметить, что выездные проверки организуются на основании той информации и тех документов, которые в первую очередь предоставляет дистанционный надзор. При этом определяется конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке, в данном случае микрофинансовых организаций (далее - МФО), кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК), и саморегулируемых организаций КПК (далее - СРО КПК).
Выездные проверки проводятся на основании и в полном соответствии с рядом нормативных документов, среди которых:
- ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- ст. 16 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-Ф3 "О потребительском кредите (займе)";
- ст. 5, ст. 41 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации";
- ст. 14 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";
- ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-Ф3 "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Инструкция Банка России от 24.04.2014 N151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";
- Инструкция Банка России от 01.09.2014 N 156-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций";
- внутренние документы Банка России, регламентирующие деятельность Главной инспекции и порядок организации и проведения проверок (в т.ч. методические рекомендации, технологические карты), в том числе утверждены по всем видам субъектов рынка микрофинансирования и кредитной кооперации.
Единство методологии подходов Банка России обеспечивается в том числе и внутренними документами Банка России, которые регламентируют деятельность Главной инспекции и описывают процедуры проведения проверок и последовательность действий рабочей группы. К ним относятся методологические рекомендации и технологические карты процесса проведения проверок, которые охватывают все субъекты рынка микрофинансирования и кредитной кооперации.
Для инициирования выездных проверок существует ряд оснований (рис. 2). В 2015 году большая часть проверок была проведена в отношении саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов и кредитных потребительских кооперативов в рамках проверки СРО КПК. В текущем году проводятся проверки крупных участников рынка.
/----------------\
|По результатам |
|оценки: |
\----------------/ /---------------------------------------\
| |финансового состояния поднадзорной |
|-----------------|организации и перспектив деятельности |
| |поднадзорной организации; |
| \---------------------------------------/
| /----------------------------------------\
|-----------------|подверженности поднадзорной организации |
| |рискам; |
| \----------------------------------------/
| /----------------------------------------------\
|-----------------|достоверности учета (отчетности) поднадзорной |
| |организации; |
| \----------------------------------------------/
| /----------------------------------------------\
| |результатов предыдущих проверок поднадзорной |
|-----------------|организации; |
| \----------------------------------------------/
| /----------------------------------------------\
|-----------------|поступивших в Банк России жалоб (заявлений, |
| |обращений) граждан и юридических лиц в |
| |отношении проверяемой организации; |
| \----------------------------------------------/
| /----------------------------------------------\
\-----------------|обращений правоохранительных органов. |
\----------------------------------------------/
/--------------------\ /--------------\ /---------------------------\
|Основные направления| | 2014 год: |------| Участники массового |
|инспектирования в | \--------------/ | сегмента рынка |
|области | \---------------------------/
|микрофинансирования | /---------------------------\
|и кредитной | /--------------\ | СРО КПК, КПК в рамках |
|кооперации: | | 2015 год: |------| проведения проверок |
\--------------------/ \--------------/ | СРО КПК |
/--------------\ \---------------------------/
| 2016 год | /---------------------------\
\--------------/ | Крупные участники рынка |
\---------| |
\---------------------------/
Рис. 2. Основания для инициирования проверок.
Следует отметить, что в ходе проведения проверок СРО КПК были выявлены отдельные эпизоды создания формальной системы внутреннего контроля, при которой СРО не просто не воздействовала на своих участников, но зачастую покрывала их противоправные действия. Конечно же, это выявлялось только в отдельных случаях, и к таким саморегулируемым организациям у Главной инспекции возникала масса вопросов. Таким образом, в ходе проверок саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов были выявлены основные нарушения:
1. Неосуществление СРО КПК надлежащим образом контроля за деятельностью своих членов:
Осуществление выездных проверок неуполномоченными лицами. Осуществление плановых проверок реже 1 раза в 3 года.
Отсутствие структурного подразделения, осуществляющего контроль за деятельностью членов СРО.
Формальный подход к проведению проверок.
2. Несоблюдение ограничений при размещении средств компенсационного фонда:
Несоблюдение условий диверсификации и прибыльности при размещении средств компенсационного фонда. Расходование СРО КПК средств компенсационного фонда на цели, не предусмотренные действующим законодательством и внутренними документами СРО КПК.
3. Нарушения в работе дисциплинарных органов:
Неприменение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. Нарушение сроков направления КПК - члену СРО копии решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении КПК-члена СРО. Если говорить про основные нарушения и риски, выявленные в ходе проверок кредитных потребительских кооперативов, следует отметить:
1. Несоответствие внутренних документов КПК, в том числе форм договоров займов, требованиям законодательства и саморегулируемых организаций КПК. Нарушение порядка принятия в члены КПК и порядка ведения реестра членов КПК. Нарушение порядка функционирования органов управления (в том числе правления, контрольно-ревизионного органа) КПК. Несоблюдение числовых значений финансовых нормативов (Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").
2. Нарушение порядка формирования резервов на возможные потери по займам (Указание Банка России от 14.07.2014 N 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам").
3. Нарушения законодательства в сфере потребительского кредитования (Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
4. Нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ. Проведение сомнительных операций, в том числе по "обналичиванию" материнского капитала (Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Кроме того, выявлялись разного рода риски, которые иногда были сопряжены с невозвратом выданных займов. И следует отметить, что в ряде эпизодов отдельные КПК прибегали к механизму первоочередного самофинансирования на льготных условиях. Конечно же, данное обстоятельство генерировало значительное количество рисков в их деятельности.
В рамках проверок микрофинансовых организаций также был выявлен ряд нарушений. Основные нарушения и риски, выявленные в ходе проверок микрофинансовых организаций:
1. Несоответствие внутренних документов МФО, в том числе порядка их утверждения, требованиям законодательства. Нарушение порядка привлечения денежных средств МФО от физических лиц. Предоставление в Банк России недостоверной отчетности. Выдача займов на сумму свыше 1 млн. рублей чаще 3 раз в год (Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").
2. Нарушения порядка формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам (Указание Банка России от 14.07.2014 N 3321-У "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам").
3. Нарушения законодательства в сфере потребительского кредитования (Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-Ф3 "О потребительском кредите (займе)").
4. Нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Проведение сомнительных операций, в том числе "обналичивание" денежных средств (Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Необходимо отдельно отметить, что в рамках проверок кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций выявлялись отдельные случаи проведения схемных операций и сомнительных операций, в том числе направленных на обналичивание денежных средств.
По всем выявленным нарушениям дистанционным надзором рассматриваются результаты проверок и принимаются уже меры надзорного реагирования.
В ходе проведения проверок субъектов рынка микрофинансирования и кредитной кооперации были установлены отдельные факты противодействия проведению проверки, такие как отсутствие поднадзорной организации по ее местонахождению (адресу); непредставление поднадзорной организацией документов (информации) или их копий на основании заявок на предоставление документов (информации) в установленные сроки и в полном объеме. Такие обстоятельства существенно усложняют взаимодействие в ходе проверок. Если организация не представляет каких-либо существенных, мотивированных и обоснованных пояснений об обстоятельствах, по каким причинам не были представлены документы и информация, зачастую у Главной инспекции имеются в таких ситуациях сложности с проведением проверки и в отношении таких организаций, в первую очередь принимаются меры надзорного реагирования, в том числе предусмотренные КоАП РФ.
В завершение следует отметить, что в целом проверки направлены на помощь участникам рынка. Основная задача - это разобраться в том, что собой представляет организация, в каком она находится состоянии, оценить ее риски, выявить нарушения, если они есть, либо убедиться в том, что таких нарушений нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР