Риски под контролем
П. Подмазов,
финансовый директор
Центра займов (ООО МФО "Саммит")
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 50-53.
Какие риски учитывать в деятельности микрофинансовой организации и как ими управлять?
Займы быстро, но далеко не каждому
В расхожем мнении, что микрофинансовые организации (далее - МФО) дают деньги быстро и всем подряд, правда только первая часть. Скорость выдачи - характерная особенность бизнес-модели микрофинансовой организации по сравнению с банком.
Что же касается второй части, то процент положительных решений по заявкам в МФО несколько выше, чем в банках, но и суммы намного меньше банковских кредитов. Микрофинансовые организации внимательно работают с рисками и тратят значительные средства на их снижение.
При принятии решений о выдаче займов подход к оценке заемщика в различных микрофинансовых организациях может значительно отличаться. Как правило, это продуманный, научно и статистически обоснованный подход. Особенность нашей компании - повышенное внимание к работе с повторными/постоянными клиентами.
Кредитные риски в деятельности МФО вполне приемлемые. Мы умеем искать хороших, надежных заемщиков, оказывать им финансовую помощь и получать за это плату в виде процентов.
Безусловно, в МФО приходят более рискованные заемщики, чем в банки. Но более высокий уровень риска отчасти компенсируется более высокими процентными ставками, регулированием максимальных значений которых занимается Банк России.
Внешние и внутренние кредитные риски
В целом все риски условно можно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с социально-экономической ситуацией в стране, внутренние касаются отношения заемщика и заимодавца.
Если говорить о социально-экономической ситуации, то с ней связаны, например, риски потери работы или резкого ухудшения уровня жизни заемщика. Такие риски предсказать в кризисной ситуации довольно сложно, однако данный фактор нельзя оставлять без внимания. Так, например, можно учитывать в скоринговых моделях особенности тех или иных отраслей - меньше или больше подверженных кризису, меньше или больше склонных сокращать персонал. Можно попытаться предугадать индивидуальную ситуацию, в которой может оказаться тот или иной человек: в зависимости от того, насколько он рискованный. Но в полной мере внешние кредитные риски взять под контроль невозможно. Необходимо учитывать и тот фактор, что социально-экономическая ситуация в стране довольно динамично меняется, число обращений в МФО существенно растет, но качество заемщиков при этом не улучшается.
Внутренние риски - это риски, возникающие в отношениях между заемщиком и заимодавцем. Ключевой риск - недобросовестное отношение заемщика к своим обязательствам по договору займа. До сих пор еще не все заемщики понимают, что договор с МФО ничем не хуже договора с банком, это не какая-то "филькина грамота", а точно такой же документ, имеющий юридическую силу, по которому микрофинансовая организация в состоянии защитить свои права, как и любая кредитная организация.
В силу такой картины кредитных рисков многие МФО, в том числе наша компания, делают ставку на формирование круга постоянных клиентов. И уже проверенным с точки зрения внешних и внутренних рисков заемщикам мы предлагаем большие объемы денежных средств по более низким ставкам. Ставки для постоянных клиентов могут снижаться до 2-2,5 раз. И такой подход к заработку и управлению рисками себя полностью оправдывает.
Скоринговые концепции
Для оценки заемщиков каждая МФО использует собственную скоринговую модель. У каждой - свои ноу-хау, которые выработаны в течение длительной практики, на большом статистическом материале.
Помимо более или менее общей для всех части: анализа на основе корреляционных зависимостей с такими показателями, как доход, стаж работы, возраст, накладывают те или иные собственные разработки.
Например, сейчас все популярнее становится использование анализа профилей в социальных сетях при оценке заемщика. Это довольно развитое направление, есть даже специальный софт для анализа социальных сетей. Но социальные сети, на мой взгляд, - дополнительный фактор оценки заемщиков, а не основной.
Ведь в социальных сетях, образно говоря, присутствует не сам человек, а зачастую его аватар - образ, который он стремится сформировать. Нам же важно добраться до реального человека, его поведенческих особенностей, мотивации, фактов его биографии.
Риски регулирования ставок и процентов, финансовых нормативов
Банк России, как известно, создает условия к тому, чтобы ставки по займам не завышались, кроме того, пени и штрафы были в пределах разумного. То есть не дает МФО зарабатывать сверхприбыли на ставках, стимулируя их лучше работать с рисками.
Ставка в МФО имеет тенденцию приближения к банковской, при этом полностью с банковской ставкой она, наверное, никогда не сравняется прежде всего в силу того, что у банков и МФО разные бизнес-модели.
Бизнес-модель МФО построена на быстром кредитовании физлиц. МФО работают с рисками очень быстрой выдачи займов максимально широкой аудитории. Банки на такое не идут. Потому у МФО ставки заведомо выше, чем у банков.
Наша компания всегда придерживалась позиции Банка России: ставки не должны быть завышены - в том числе и в силу того, что запредельные ставки создают дополнительные факторы риска невозврата займов. МФО должны ориентироваться на определенный уровень заработка, но не стремиться заработать сверхприбыли "здесь и сейчас".
Банк России, как известно, регулирует предельную ставку по кредитам. Но при этом ставка берется не с потолка - она рассчитывается по открытой формуле, это средняя ставка, сложившаяся на рынке. Есть тенденция к ее снижению - но она не будет снижаться бесконечно.
ЦБ РФ защищает права заемщиков тем, что ввел правило: сумма начисленных процентов не может превышать сумму долга более чем в четыре раза. То есть если заемщик взял 10 тыс. рублей и не вернул вовремя, он будет должен выплатить проценты не более 40 тыс. рублей и через полгода, и через год, и через два.
Для нас это правило не создало никаких проблем, так как еще до законодательного оформления оно было оформлено нашими внутрикорпоративными инструкциями. Это известное на финансовом рынке "антиростовщическое" правило, которым надежные компании пользовались и ранее.
Создает ли регулирование ПСК и предельного процента риски для МФО определенной бизнес-модели - именуемой ростовщической? Безусловно. Для тех же МФО, которые исповедуют другие принципы - для повышения маржинальности работают прежде всего с рисками, оптимизируют накладные расходы, а не решает все проблемы за счет сверхвысокого процента, риски в подобном регулировании минимальны.
Судя по всему, политика Банка России состоит в том, чтобы с рынка уходили "ростовщические" компании и развивались те, кто занимается классическим микрофинансированием и микрокредитованием.
Что касается финансовых требований Банка России - НМО1 и НМО2, они вполне посильные для МФО. Я не вижу "цербера" в лице Банка России - вполне разумное регулирование, в интересах развития рынка.
Законодательные риски
Создают ли проблемы неточности, недомолвки в законодательстве? Если они своевременно снимаются, то нет. В конце концов новая редакция Федерального закона N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) появилась не в марте 2016 года, она довольно долго обсуждалась, в том числе с МФО.
Определенные дискуссии вызвал пункт новой редакции Закона N 151-ФЗ о том, какой именно капитал для МФО "первого разряда" - микрофинансовых компаний (МФК) должен составлять 70 млн. рублей: уставный или собственный. Ответ дан регулятором - собственный капитал, то есть уставный капитал плюс прибыль компании, и этот ответ очевиден для любого профессионального финансиста.
Второй момент: пока компании имеют право привлекать инвестиции от физических лиц на срок до 29 марта 2017 года, но только до тех пор, пока они не попадут в реестр Банка России как МФК. Это риск, но и стимул быстрее обеспечивать соблюдение новых требований законодательства.
Имиджевые риски
К факторам имиджевых рисков можно отнести направленный и естественный негатив. Первый, как правило, обеспечивается конкурентами, второй - низким уровнем сервиса или качества продукции.
На рынке МФО пока не известны случаи направленного распространения негативной информации со стороны конкурентов. Рынок достаточно молодой, развивающийся, битва за клиентов на нем впереди.
Практически все негативные отзывы, которые мы видим, - это так называемый естественный, органический негатив. Наблюдаются случаи "накручивания" положительных отзывов со стороны некоторых компаний, но "неорганику" видно невооруженным глазом.
Недовольные клиенты всегда были, есть и будут. Вопрос в том, насколько их много. Если компания теряет контроль за впечатлениями клиентов от сотрудничества с ней, в ее деятельности возникает риск того, что сократится поток новых клиентов.
Если у компании понятие бренда шире, чем просто наличие фирменной айдентики и фирменного стиля, то это накладывает на нее определенные требования: она должна соответствовать определенным нематериальным характеристикам, при виде логотипа и прочих атрибутов фирменного стиля у клиента должны возникать чувства, и желательно положительные. Задача бренда создать правильные эмоции. И в этом смысле отзывы клиентов, оставленные в Интернете или книге жалоб, - важный инструмент обратной связи для совершенствования.
Специально для этого мы, к примеру, создали отдел рекламаций, который работает с отзывами клиентов как с отрицательными, так и с положительными. Что касается общественности, то серьезную помощь МФО оказывает наш регулятор - Центральный банк РФ. Он парирует необоснованную критику МФО и содействует формированию позитивного образа микрофинансового рынка. Тем более что сегодня это вполне достойный рынок, работающий для оказания жизненно важных финансовых услуг гражданам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР