"Перспективы развития рынка ломбардов" (интервью с А. Лазутиным, председателем Совета НП "Национальное Объединение Ломбардов, П. Слизким, президентом Национальной ассоциации ломбардов, Л. Грибок, председателем Правления Региональной Ассоциации Ломбардов)
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 63-69.
Происходящие изменения могут существенно повлиять на деятельность участников рынка ломбардов. Ожиданиями и своим видением перспектив развития этого сегмента поделились признанные эксперты.
Какие ожидаются возможные изменения регулирования рынка в ближайшей перспективе (текущий год, 2017, 2018)?
- С 2014 года, когда основным регулятором рынка ломбардов стал Центральный банк РФ, было принято очень много регуляторных изменений, часть из которых существенно отразились на операционной деятельности большинства участников ломбардного рынка. Увеличились затраты, связанные с исполнением всех нормативно-правовых актов.
Только совсем недавно нам удалось согласовать среди участников рынка дорожную карту развития рынка ломбардов, которую, мы надеемся, в ближайшее время согласует Центральный банк Российской Федерации.
Вот некоторые вопросы, включенные в дорожную карту:
- Увеличение доли безналичных расчетов с заемщиками:
а) выдача займов на банковские карты;
б) выдача займов на предоплаченные карты.
- Упрощение форм отчетности ломбардов и сокращение числа отчетов (корректировка и отмена избыточных отчетов для малых ломбардов; для малых ломбардов отчетность должна быть полугодовой).
- Расширение правоспособности ломбардов за счет оказания агентских услуг, в том числе в качестве платежного агента, с возможностью выдачи предоплаченных карт; сдачи в субаренду лишних площадей.
- Внесение изменений в Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 N 3073-У в части предоставления возможности ломбардам, своевременно сдающим отчетность в Банк России, не инкассировать возвращенные займы и начисленные проценты, а использовать их на выдачу новых займов.
- Внесение изменений в нормативные акты ЦБ РФ, в части возможности использования корпоративных карт на снятие с них денежных средств для пополнения касс ломбардов.
- Дифференцированное регулирование деятельности ломбардов в зависимости от объема выданных займов на основании статистических данных исследования рынка ломбардов.
- Объединение залогового билета и договора потребительского займа в единый документ.
- Увеличение времени приема в залог движимого имущества.
- Увеличение лимита для продажи невостребованных вещей без проведения торгов до 300 тыс. рублей.
- Развитие системы страхования заложенного имущества при содействии Банка России.
- Дифференциация мер административной ответственности ломбардов, в том числе возможность выносить предупреждение в случае первичных незначительных нарушений.
- Учет специфики ломбардного рынка в нормативно-правовом регулировании деятельности ломбардов.
- Дифференциация процентной ставки в зависимости от вида залогового имущества (в отличие от других НФО в ломбардах этого нет - деление только на автотранспорт/залог иного имущества).
- Стимулирование финансовых институтов с целью кредитования ломбардов (разработка дифференцированного механизма оценки банками рисков, связанных с кредитованием ломбардов).
- Разработка профессиональных стандартов отрасли.
- Создание совместно с банковскими ассоциациями бизнес-стандартов кредитования ломбардов.
- Развитие института саморегулирования ломбардной отрасли.
- Оптимизация процедуры проверки жалоб и отмены предписаний.
- Корректировка планов перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ с учетом анализа практики перехода МФО.
- Обеспечение прозрачности и доступности информации о расчете Банком России среднерыночной стоимости потребительских кредитов.
- Как эти изменения могут сказаться на крупных, средних, мелких игроках рынка?
- Какие бы не были изменения, больше всего они отразятся на малых участниках рынка. Крупным участникам усиление регуляторной нагрузки отражается только на величине административных расходов, связанных с исполнением всех нормативно-правовых актов.
Для того, чтобы дать небольшим участникам рынка возможность доступно соблюдать всю регуляторную нагрузку, Национальное Объединение Ломбардов заключило соглашение с рядом консалтинговых компаний, которые готовят доступный для подавляющего большинства участников рынка продукт аутсорсинга бухгалтерского и юридического направления.
Насколько выражено взаимодействие профессиональных объединений на рынке ломбардов друг с другом, с участниками рынка, регулятором?
- До прошлого года мы видели существенные разногласия между профессиональными объединениями участников рынка. Сейчас же нам удалось наладить конструктивный диалог по подавляющему большинству вопросов.
Многие ломбарды уже начали вступать в профессиональные объединения, некоторые даже состоят сразу в нескольких ассоциациях, лигах и объединениях.
Центральный банк РФ и Пробирная палата России очень конструктивно нацелены на решение вопросов. Национальное Объединение Ломбардов является активным участником экспертных советов при Центральном банке РФ, Пробирной Палате, Государственной думе РФ, Открытом Правительстве и Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей.
Как выстраивается взаимодействие с регулятором?
- Начиная с 2014 года регулятор показал готовность к диалогу. В то же время мы видим существенное ужесточение регуляторной нагрузки. Это связано и с усилением проверок ломбардов со стороны государственных органов, и с существенным снижением полной стоимости кредита. Сейчас наметилась тенденция переориентации ряда небольших участников в смежные сегменты, такие как комиссионные магазины, для которых Центральный банк РФ не является регуляторным и надзорным органом.
- Как рынок формирует предложения своего дальнейшего развития, насколько они принимаются регулятором?
- Регуляторная нагрузка усиливается. Хорошо, если мы идем сейчас два шага назад, один - вперед. В то же время в скором времени мы ожидаем согласование дорожной карты развития рынка ломбардов, а также обнародование резолюции по итогам Первого Всероссийского Форума Ломбардов.
Думаю, что без построения института саморегулирования на рынке ломбардов количество шагов, идущих назад, в приведенной метафоре будет увеличиваться. Когда же будут приняты поправки к Федеральному закону N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и после этого будет изменен базовый Федеральный закон N 196-ФЗ "О ломбардах", то у ломбардов появится несколько больше возможностей взаимодействия с регуляторами в соответствии с Законом "О саморегулируемых организациях".
- Как идет подготовка сектора к введению в ближайшем будущем института саморегулирования?
- В настоящее время на рынке ломбардов есть три организации, имеющие статус саморегулируемых: Межрегиональная Ассоциация Ломбардов; Ассоциация Развития Ломбардов и Национальный Союз Ломбардов. В то же время, по нашей информации, данные организации функционируют в большей степени как некоммерческие организации без реально проработанных и согласованных с участниками профессиональных стандартов; без проверок деятельности своих участников и т.д. и т.п.
На рынке созданы профессиональные объединения, которые планируют получение статуса саморегулируемых организаций: Национальное Объединение Ломбардов, Объединение Крымских Ломбардов; Северо-Западное Объединение Ломбардов; Объединение Ломбардов Тюменской Области; Региональная Ассоциация Ломбардов. Возможно, после того как саморегулирование будет обязательным условием для ломбардов, статус СРО получат также: Региональная Ассоциация Ломбардов Иркутской Области; Ассоциация Уральских Ломбардов и новые участники, которые к тому времени организуют некоммерческие организации.
- Есть ли в настоящее время стандарты деятельности?
- Отраслевые стандарты рынка ломбардов в настоящий момент находятся в стадии разработки. Участникам рынка предстоит еще долгая и кропотливая работа по согласованию базовых стандартов. В то же время, после их согласования участниками рынка все участники будут понимать правила игры, а СРО контролировать исполнение этих правил.
Думаю, что к концу 2016 года базовые стандарты будут согласованы большинством участников рынка.
- Насколько сложно участникам рынка перестраивать свою работу в соответствии с регуляторными новациями?
- Рынок перестраивается очень медленно, настройка системы проходит очень сложно. Мы постоянно получаем большое количество обращений наших участников с просьбой ответить на те или иные вопросы, связанные с составлением отчетности, анкетированием ломбардов. Рынок очень инертный, большинство участников рынка - небольшие ломбарды. Географическое покрытие рынка - почти вся территория РФ. Удивительно, но еще не все ломбарды представляют отчетность в Банк России, некоторые работают без использования персональных компьютеров.
- Какие на сегодняшний день основные сложные вопросы в секторе ломбардов?
- Самым сложным вопросом является существенное ограничение полной стоимости кредита (ПСК), дублирование проверок различных государственных органов, а также последовательные проверки не только головных подразделений, но и обособленных подразделений на всей территории РФ. Величина штрафов, фактически непосильная для большинства участников рынка.
Есть еще сложные вопросы, некоторые из которых уже были упомянуты выше, но это наверное самые основные.
- Есть ли необходимость в изменении качества работы с клиентами, совершенствовании программ лояльности, повышения уровня менеджмента, модернизации программ автоматизации деятельности?
- Это дело каждого участника рынка, но, на мой взгляд, все вышеперечисленное является необходимым, но недостаточным условием выживания для участников ломбардного рынка.
- Как решаются все эти вопросы?
- Национальное Объединение Ломбардов заключило партнерские соглашения с разработчиками программного обеспечения, профессиональными бухгалтерскими компаниями, а также Геммологическим Центром МГУ и Международной Бизнес-Школой Executive MBA LWB.
26-27 мая 2016 года мы провели первый учебный модуль для руководителей и собственников ломбардов.
- Какие существуют источники финансирования ломбардов? Какие сложности, перспективы и точки роста?
- Ломбарды могут привлекать финансирование только от юридических лиц и физических лиц, являющихся учредителями ломбардов. Банки, как правило, либо вообще не кредитуют ломбарды, либо сотрудничают только с крупными участниками рынка.
Компания "Финотдел" разработала специальный продукт для участников ломбардного рынка, но стоимость и требования к ломбардам, по нашему мнению, в настоящий момент несколько завышены.
Мы в рамках Национального Объединения Ломбардов сейчас разрабатываем очень интересный механизм для финансирования участников Объединения, но об этом можно будет рассказать отдельно. Думаю, к сентябрю 2016 года мы с партнерами сможем предложить рынку доступный продукт.
- Какие существуют риски (регуляторные, имиджевые... другие) и какие способы предупреждения/нивелирования последствий?
- Регуляторные риски на рынке в настоящий момент превалируют!
Есть целая система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны работать ломбарды. Причем часть этой системы была принята без учета мнения участников рынка, поэтому мы совместно с регуляторами и другими объединениями работаем над приведением нормативной базы в равновесное состояние: когда соблюдается баланс между интересами потребителей, рынка и регуляторов.
Ломбарды осуществляют деятельность в соответствии с базовым Федеральным законом N 196-ФЗ "О ломбардах", попадают под действие Федерального закона N 363-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", в части оборота драгоценных металлов и драгоценных камней поднадзорны ФКУ "Пробирная палата России"; соблюдают требования законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; ломбарды поднадзорны Центральному банку РФ.
Еще одним существенным риском для ломбардов являются операционные риски, связанные с квалификацией персонала, когда персонал может неправильно оценить закладываемое имущество, либо с намеренной неправильной оценкой.
В первом случае у наших участников есть возможность улучшить квалификацию персонала за счет специальных учебных курсов, в том числе на базе Геммологического центра МГУ, вторая часть больше относится к обеспечению объектов специальными техническими средствами и соблюдением юридической защиты ломбардов при оформлении трудовых отношений с сотрудниками.
- Какие ожидаются возможные изменения регулирования рынка в ближайшей перспективе (текущий год, 2017, 2018)? Как эти изменения могут сказаться на крупных, средних, мелких участниках рынка?
Петр Слизкий. Совершенствование законодательства ломбардной деятельности и неразрывно связанных с ним законодательства о потребительском кредитовании, о противодействии легализации денежных средств и финансировании терроризма, о драгоценных металлах сегодня осуществляется в тесном взаимодействии ломбардного сообщества и власти. Государство открыто для предложений, и мы положительно оцениваем его усилия в стремлении к диалогу.
Ломбардное сообщество совместно с представителями Банка России приняло главные приоритетные направления совершенствования законодательства:
- стимулирование увеличения доли безналичных расчетов с заемщиками (выдача займов на банковские карты, на предоплаченные карты);
- упрощение форм отчетности ломбардов и сокращение числа отчетов (корректировка и отмена избыточных отчетов для малых ломбардов, для малых ломбардов отчетность должна быть полугодовой);
- расширение правоспособности ломбардов за счет оказания агентских услуг, в том числе в качестве платежного агента, с возможностью выдачи предоплаченных карт, сдачи в субаренду лишних площадей, скупка вещей;
- внесение изменений в нормативные акты ЦБ РФ в части предоставления возможности ломбардам не инкассировать возвращенные займы и начисленные проценты, а использовать их на выдачу новых займов;
- дифференцированное регулирование ломбардов в зависимости от объема выданных займов;
- предоставление ломбардам, как и другим некредитным финансовым организациям, права устанавливать неустойку при просрочке возврата займов;
- объединение залогового билета и договора займа в единый документ;
- увеличение до 22.00 времени работы ломбардов;
- увеличение лимита для продажи невостребованных вещей без проведения торгов до 300 тыс. рублей;
- сокращение штрафов для ломбардов за неисполнение предписаний ЦБ РФ до 30-50 тыс. рублей с возможностью выносить предупреждение;
- унификация системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, упрощение системы идентификации клиентов;
- дифференциация процентной ставки в зависимости от суммы займа, от срока займа (в отличие от других НФО в ломбардах этого нет - деление только на автотранспорт/залог иного имущества);
- стимулирование финансовых институтов с целью кредитования ломбардов (разработка дифференцированного механизма оценки банками рисков, связанных с кредитованием ломбардов);
- создание с Ассоциацией российских банков рабочей группы по вопросам кредитования ломбардов.
Людмила Грибок. По вопросу изменения регулирования сообщаю, что в настоящее время одной из важнейших задач является переход ломбардов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухучета. Для крупных и средних ломбардов переход на единый план счетов и отраслевые стандарты бухучета будет менее трудоемким, так как в этих ломбардах используется программное обеспечение на базе 1С, для небольших ломбардов процесс перехода будет более тяжелым, поскольку многие работают вручную, без программного обеспечения, то есть в связи с этим им придется нести дополнительные затраты. Наряду с этим очень важным является разработка проекта дорожной карты развития ломбардной отрасли до 2020 года, которую необходимо согласовать всем профессиональным объединениям участников рынка.
- Насколько выражено взаимодействие профессиональных объединений на рынке ломбардов друг с другом, с участниками рынка, регулятором? Как выстраивается взаимодействие с регулятором? Как рынок формирует предложения своего дальнейшего развития, насколько они принимаются регулятором ?
Петр Слизкий. Интересы ломбардов перед регулятором представляют и защищают профессиональные объединения. Регулятор регулярно проводит встречи в рамках Экспертных советов при Банке России, Государственной думы РФ, на которых обсуждаются актуальные проблемы и пути решения. Например, на последней встрече в ЦБ РФ была утверждена дорожная карта развития ломбардного рынка до 2020 года, основные тезисы которых я привел выше.
Людмила Грибок. В настоящее время профессиональные объединения участников рынка стараются наладить взаимодействие между собой, чтобы согласовать общие проблемные вопросы ломбардной деятельности. Наша Региональная Ассоциация Ломбардов (далее - РАЛ) активно взаимодействует с участниками рынка, оказывает помощь при проведении проверок надзорных органов, часто приходится работать в качестве "горячей линии". Взаимодействие с ЦБ РФ (далее - регулятором) происходит достаточно конструктивно. Чаще всего, чтобы решить какой-то вопрос по ломбардной деятельности, регулятор запрашивает у профобъединений статистические данные. Регулятор хочет получать от нас предложения, согласованные большинством участников профессиональных объединений, поэтому так или иначе нам все равно приходится взаимодействовать друг с другом. Например, сейчас, при активном участии РАЛ, разрабатывается проект дорожной карты развития рынка ломбардов до 2020 года, который должен быть согласован практически со всеми профессиональными объединениями.
- Как идет подготовка сектора к введению в ближайшем будущем института саморегулирования? Есть ли в настоящее время стандарты деятельности?
Петр Слизкий. Саморегулирование как эффективный механизм повышения качества услуг, безусловно, полезный элемент построения рынка. Но рынок ломбардов пока адаптируется к новым условиям (новая отчетность, новые требования регулятора, переход на новую систему бухгалтерской отчетности) и не готов перейти к этапу саморегулирования. Для саморегулирования нужна естественная консолидация рынка, тесные связи всех участников и профессиональных объединений. Но такие условия на рынке сейчас в полной мере отсутствуют. Некоторые эксперты высказываются за введение обязательного саморегулирования уже сейчас, но полагаю, что такая спешка лишь навредит рынку, многие ломбарды прекратят деятельность, что оставит без работы значительное количество граждан, членство оставшихся на рынке ломбардов станет формальным.
Людмила Грибок. Сейчас ломбарды саморегулируются на добровольной основе в рамках Федерального закона N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", к обязательному саморегулированию рынок еще не готов. Одним из критериев саморегулирования является наличие кредитных рисков. Для ломбардов это не актуально, поскольку их займы обеспечены залогом движимого имущества, как правило, ювелирных изделий из драгметаллов и драгкамней (таких ломбардов на рынке больше 90%). В связи с этим ломбарды не пользуются услугами коллекторов, а также не используют в своей деятельности огромную неустойку, поскольку Федеральным законом N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" она ограничена 20% годовых. Пока у участников рынка нет единого понимания, по какому же из действующих законов о СРО должна регулироваться деятельность ломбардов: по N 315-ФЗ или же по N 22З-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков".
- Насколько сложно участникам рынка перестраивать свою работу в соответствии с регуляторными новациями? Какие на сегодняшний день основные сложные вопросы в секторе ломбардов?
Петр Слизкий. Новые обязанности, новая отчетность, повышение издержек на выполнение новых обязанностей без встречных компенсаций никогда не приветствуется бизнесом. Но для очищения рынка от серых участников ломбарды в большинстве своем готовы с такими изменениями смириться. Сложности вызывают не столько новые требования, сколько недопонимание проверяющих и ломбардов. Например, все от всех ломбардов требуют выполнения закона о ломбардах в части страхования заложенного имущества. Но норма в законе о ломбардах общая и для ее вступления в силу требуется, чтобы был принят соответствующий закон об обязательном страховании ломбардов, установлены тарифы страхования, на данный вид страхования была введена отдельная лицензия, а страховые компании не имели права отказывать в заключении договора страхования. Но на сегодняшний момент ничего этого нет, проверяющие активно штрафуют ломбарды за отсутствие договора страхования заложенного имущества, при этом ломбардам страховые компании отказывают в заключении договора и ничего с этим поделать ломбард не может.
Людмила Грибок. Стандарты профессиональной деятельности у ломбардов сейчас отсутствуют, но объективная необходимость стандарта товароведа-оценщика ломбарда назрела. Мы планируем разработать такой стандарт с Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) и согласовать его со всеми участниками рынка.
- Есть ли необходимость в изменении качества работы с клиентами, совершенствовании программ лояльности, повышения уровня менеджмента, модернизации программ автоматизации деятельности? Как решаются все эти вопросы?
Петр Слизкий. Из вышеперечисленного следует обратить внимание на сложности разработки и внедрения программ автоматизации новых систем бухгалтерского учета в связи с переходом ломбардов с 2019 года на международную систему финансовой отчетности и на новый план счетов. Приобретение таких программ требует значительных вложений, которых у многих ломбардов попросту нет.
Людмила Грибок. В настоящее время в связи с регуляторными новациями участникам рынка ломбардов приходится перестраивать свою работу, так как ломбардам сейчас приходится сдавать в ЦБ РФ ежемесячную отчетность по движению денежных средств и ежеквартальную отчетность о деятельности ломбарда.
Периодически у участников рынка возникают трудности при сдаче отчетности, например при заполнении анкеты ломбарда отсутствует возможность выгрузки данных по отчетности из 1С Бухгалтерии в анкету регулятора для сдачи отчетности. При обновлении анкеты ЦБ РФ нет возможности скопировать данные из предыдущих отчетов.
В настоящее время, чтобы конкурировать с крупными сетевыми ломбардами, мелким и средним ломбардам необходимо повышать качество обслуживания клиентов, модернизировать действующие программы лояльности. Клиент при посещении ломбарда не должен испытывать неловкость, ему должно быть комфортно, он должен быть уверен в сохранности своего имущества, испытывать чувство безопасности. Например, в ломбарде "Залог Успеха" некоторые филиалы оборудованы кофе-автоматами и детскими игровыми комнатами, во всех филиалах имеется комфортная зона ожидания, оборудованная кондиционером и кулером с питьевой водой.
- Какие существуют источники финансирования ломбардов? Какие сложности, перспективы и точки роста?
Петр Слизкий. Формально ломбард может привлекать деньги у кого угодно: у кредитных организаций, у иных организаций, у учредителей. На практике банки ломбарды не кредитуют. Происходит это потому, что для банков - ломбард сомнительный заемщик, у которого в активе только дебиторская задолженность, и под его кредит банку придется сформировать значительные резервы, поэтому банку просто это не выгодно. Тенденция реформирования рынка некредитных финансовых организаций ведет к тому, чтобы ломбарду вслед за микрофинансовыми организациями будет запрещено привлекать денежные средства у лиц, которые не являются учредителями.
Людмила Грибок. Сейчас в качестве источника финансирования ломбарды могут использовать только денежные средства учредителя. При активном росте кредитного портфеля этого бывает недостаточно, но кредитование ломбардов банками сейчас практически отсутствует, во многих банках ломбарды стоят в стоп-листах в связи с тем, что входят в группу повышенного риска, хотя у них все денежные средства обеспечены залогом движимого имущества (как правило, ювелирных изделий, принимаемых ниже рыночной стоимости. Перед профессиональными объединениями, в том числе перед нашей ассоциацией сейчас стоит задача совместно с банковскими ассоциациями разработать бизнесстандарты кредитования ломбардов.
Основные риски ломбардов - это регуляторные и операционные риски. К регуляторным рискам относится нарушение законодательства. Приведу такой пример: штраф за непредставление информации в ЦБ РФ варьируется от 200 до 700 тысяч рублей, а в небольших ломбардах, расположенных в районных центрах кредитный портфель составляет около 300-500 тысяч рублей, следовательно, чтобы заплатить такой штраф, ломбарду просто придется прекратить свою деятельность. Чтобы избежать таких рисков, ломбарду необходимо работать в строгом соответствии с действующим законодательством. Наряду с этим в ломбарде имеются операционные риски - это мошеннические действия со стороны сотрудников и разбойные нападения на ломбард с целью грабежа. Чтобы избежать этого, в ломбарде должна быть разработана система внутреннего контроля, а также он должен быть оборудован всеми современными средствами безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР