Обзор основных изменений по УСН - 2017
(глава 26.2 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь 2016 г.- январь 2017 г.)
Увеличены лимиты доходов и остаточной стоимости основных средств, позволяющие организациям перейти на УСН
(пп. "б" п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), п. 46 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ (далее - Закон N 401-ФЗ))
Так, на основании п. 2 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2017, организация вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она будет подавать соответствующее уведомление, ее доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превышают 112,5 млн. рублей.
Наряду с этим с указанной даты претендовать на применение УСН могут организации, у которых остаточная стоимость основных средств, подлежащих амортизации и признаваемых амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 150 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ, см. также письмо ФНС России от 29.11.2016 N СД-4-3/22669@).
Таким образом, базовый лимит доходов для перехода организаций на УСН увеличен в два с половиной раза, а остаточной стоимости основных средств - в полтора.
Кроме того, необходимо учитывать, что ч. 4 ст. 5 Закона N 243-ФЗ до 01.01.2020 приостановлено действие абзаца второго п. 2 ст. 346.12 НК РФ, предписывающего индексировать величину предельного размера доходов организации, ограничивающую их право перейти на УСН. Данная норма также вступила в силу 01.01.2017. Это означает, что при принятии решения о возможности перехода на УСН с 2018 по 2020 год организациям нужно ориентироваться на сумму дохода за 9 месяцев предшествующего года в размере 112,5 млн. рублей.
Увеличены лимиты доходов и остаточной стоимости основных средств, позволяющие налогоплательщикам применять УСН
(пп. "б" п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), пп.пп. "б", "в" п. 47 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ (далее - Закон N 401-ФЗ))
В силу п.п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2017, предельный размер доходов налогоплательщика за отчетный (налоговый) период, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и пп.пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, который позволит им применять УСН в текущем и следующем налоговых периодах, составляет 150 млн. рублей включительно. Данный порог увеличен в два с половиной раза. При этом указанная величина доходов с 2017 до 2020 года не подлежит индексации (ч. 4 ст. 5 Закона N 243-ФЗ).
Кроме того, с 01.01.2017 применять УСН в текущем и следующем налоговых периодах вправе организации, у которых остаточная стоимость основных средств, подлежащих амортизации и признаваемых амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 150 млн. рублей (п.п. 4, 4.1 ст. 346.13, пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ и Закона N 243-ФЗ). Это в полтора раза больше размера ранее действовавшего ограничения.
Расширен перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы
(п. 5 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 251-ФЗ, далее - Закон N 251-ФЗ)
Так, с 01.01.2017 налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", могут признавать в налоговом учете расходы на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие требованиям к квалификации (далее - независимая оценка квалификации) при выполнении следующих условий (пп. 33 п. 1 ст. 346.16, п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 251-ФЗ, см. также Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"):
- прохождение независимой оценки квалификации работников налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации в соответствии с законодательством РФ;
- независимую оценку квалификации в соответствии с законодательством РФ проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.
При этом налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Следует обратить внимание, что учесть расходы на проведение независимой оценки квалификации лиц, претендующих на трудоустройство, но еще не заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, на основании пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ нельзя.
Уточнен порядок установления нулевой ставки для индивидуальных предпринимателей
(п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), п. 3 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ)
Законом N 243-ФЗ уточнено, что субъекты РФ могут устанавливать нулевую налоговую ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих региональных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, независимо от выбранного ими объекта налогообложения. По-новому изложено и правило, освобождающее указанных налогоплательщиков от уплаты минимального налога, согласно которому в периоде действия нулевой налоговой ставки индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог (п. 4 ст. 346.20 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ).
Кроме того, виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, подлежат определению субъектами РФ на основании нового классификатора - Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Аналогичным образом виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается нулевая налоговая ставка, подлежат определению региональными властями на основании кодов видов деятельности в соответствии с указанным классификатором и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), относящихся к бытовым услугам, на основании перечней, утвержденных распоряжением Правительством РФ от 24.11.2016 N 2496-р (п. 4 ст. 346.20 НК РФ в редакции Закона N 248-ФЗ).
Приведенные положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ вступили в силу с 01.01.2017.
Уточнены правила ведения налогового учета при совмещении спецрежимов
(п. 49 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
С 01.01.2017 положения п. 8 ст. 346.18 НК РФ обязывают вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам и тех налогоплательщиков, которые перешли по отдельным видам деятельности на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН. Кроме того, с текущего налогового периода положения указанной статьи содержат прямой запрет на признание при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходов и расходов по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД и (или) ПСН.
Уточнен порядок признания расходов на уплату налогов и сборов
(п. 48 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
Согласно действующей с 01.01.2017 редакции пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов и сборов признаются при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с НК РФ за налогоплательщика сумм налогов и сборов. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом в соответствии с НК РФ за налогоплательщика сумм налогов и сборов.
Как видим, новшества затронули порядок признания налогоплательщиками расходов на уплату налогов и сборов при исполнении данной обязанности иным лицом: они могут быть признаны налогоплательщиком в налоговом учете только при условии компенсации им иному лицу расходов на уплату налогов и сборов за налогоплательщика - в фактически компенсированной сумме и в периоде такой компенсации.
Кроме того, с начала текущего налогового периода приведенные правила актуальны и в отношении расходов на уплату страховых взносов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.