Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", вступающих в силу с 1 января 2017 года
(подготовлено экспертами компании "Гарант", декабрь 2016 г.)
См. также Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 января 2017 года
Главные изменения 2017 года в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), безусловно, связаны с "переподчинением" Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ большинства государственных и муниципальных унитарных предприятий, изменением регулирования по общему правилу их закупок с Закона N 223-ФЗ на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В этой связи внесены изменения в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.
Исключение предусмотрено Федеральным законом от 28.12.2016 N 474-ФЗ для федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких ФГУП утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ. Соответствующая норма включена в виде п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ одновременно предусмотрено и исключение для прочих государственных и муниципальных унитарных предприятий - ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ дополняется п. 5, описывающим условия проведения унитарным предприятием закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ:
- утверждение и размещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд положения о закупке;
- осуществление в соответствии с этим положением закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (по контексту нормы контракт - договор, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Также с 1 января 2017 года вступает в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (пп. "в" п. 3 ст. 42, п. 5 ст. 48 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ), устанавливающая последствия неисполнения заказчиком обязанностей, связанных с закупкой у субъектов малого и среднего предпринимательства в виде обязанности применения положений Закона N 44-ФЗ. Нарушениями указанных обязанностей считается:
- невыполнение заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ;
- размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4, ст. 3 Закона N 223-ФЗ;
- неразмещение указанного отчета в единой информационной системе.
В случае допущения одного из таких нарушений положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным.
Следует отметить, что сам указанный выше отчет о годовом объеме закупок у таких субъектов, обязанность формирования которого предусмотрена ч. 21 ст. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2016 года (пп. "р" п. 4 ст. 42, п. 4 ст. 48 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ), впервые должен быть размещен в единой информационной системе именно в 2017 году.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (п. 9 указанного постановления), устанавливающее на основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при закупках по Закону N 223-ФЗ. Приоритет установлен для любых товаров, работ, услуг при проведении закупок любыми конкурентными способами (п. 1 указанного постановления) и выражается в ценовых преференциях российских товаров, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, в размере 15% (п.п. 2-4 указанного постановления).
Наконец с 1 января 2017 года постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 N 749 в п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, вводится специальный показатель, определяющий распространение данного положения на кредитные организации: превышение величины активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год 2 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.