Обзор основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 января 2017 года (подготовлено экспертами компании "Гарант", декабрь 2016 г.)
См. также Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", вступающих в силу с 1 января 2017 года
1. Унитарные предприятия (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в печень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ) начнут осуществлять закупки по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)
Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ) распространяет действие Закона N 44-ФЗ на государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) с 1 января 2017 года. Так, с названной даты предприятия становятся заказчиками, заключающими контракты, в соответствии с новыми редакциями п. 3 ч. 1 ст. 1 и п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, ст. 15 Закона N 44-ФЗ будет дополнена ч. 2.1, в силу которой предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС):
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Изменятся и ч.ч. 3 и 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Часть 4 перестанет распространяться на предприятия. А в ч. 3, наоборот, добавится правило о том, что принятое предприятиями решение об осуществлении указанных в п.п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
В нормы о планировании закупок (ч. 8 ст. 17, ч. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ), о централизованных закупках (ст. 26 Закона N 44-ФЗ) и о заключении с единственным контрагентом контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93, п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ), также будут добавлены положения, касающиеся предприятий.
Положения о предприятиях, вступающие в силу с 1 января 2017 года, внесены и в ряд других подзаконных нормативных правовых актов.
Отметим, что ч.ч. 40 и 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) предусматривают ряд действий, которые предприятия должны совершить в 2016 году для подготовки к закупкам в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. Подробно об этих действиях смотрите в материале Энциклопедии решений.
Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, с 1 января 2017 года при закупках продолжат руководствоваться Законом N 223-ФЗ. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2016 N 474-ФЗ в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также в п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
2. Контракты на лечение граждан за границей будут сразу заключаться c единственными контрагентами без необходимости проведения до этого запроса предложений
1 января 2017 года вступит в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 320-ФЗ. С этой даты утрачивает силу п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
Одновременно изменится и п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в новой редакции которого предусмотрено, что заказчик - федеральный орган исполнительной власти вправе заключить контракт с единственным контрагентом - иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.
Кроме того, из п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, устанавливающего возможность закупки у единственного контрагента при возникновении необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной либо неотложной форме, исключаются положения, касающиеся лечения гражданина РФ за пределами территории РФ.
3. Положения Закона N 44-ФЗ распространятся на заказчиков Республики Крым и города Севастополь
Соответствующие положения предусмотрены ч.ч. 32 - 39 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
4. Начнут действовать обязательные требования к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего
С 1 января 2017 года в силу ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
5. Вступит в силу ряд положений главы 2 Закона N 44-ФЗ "Планирование закупок"
Во-первых, с 1 января 2017 года вступит в силу ст. 20 Закона N 44-ФЗ, в которой содержатся нормы об обязательном общественном обсуждении закупок. В частности, согласно ч. 4 ст. 20 Закона N 44-ФЗ закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
С этой же даты начнут действовать утвержденные на основании ч. 1 этой статьи постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с Правилами обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при НМЦК составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения контрагентов, за исключением случаев осуществления закупок:
- с применением закрытых способов определения контрагентов;
- в рамках государственного оборонного заказа;
- путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений;
- путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ.
Обязательное общественное обсуждение проводится заказчиками в 2 этапа в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта ЕИС. Первый этап проводится также в виде очных публичных слушаний.
Первый этап начинается с размещения в ЕИС плана закупок, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и продолжается в ЕИС не менее 20 дней. Кроме того, не позднее 10 дней после окончания этого срока проводятся очные публичные слушания, информация о дате, времени и месте которых должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за 5 дней до их проведения. На этом этапе обсуждается информация о закупке, включенная в план закупок.
Второй этап начинается с размещения в ЕИС извещения и документации о закупке, подлежащей обязательному общественному обсуждению, и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение контрагента может быть отменено в соответствии с Законом N 44-ФЗ. На этом этапе обсуждается информация о закупке, включенная в извещение и документацию о закупке.
Быть участниками обязательного общественного обсуждения имеют право любые лица. При этом участники обсуждения после прохождения процедуры регистрации в ЕИС получают доступ к специализированному разделу, где могут оставлять свои замечания и предложения. Для участия в очных публичных слушаниях на первом этапе обсуждения осуществление каких-либо дополнительных действий не требуется.
По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Таким образом, по результатам обсуждения закупки только могут быть отменены или пройти с измененными условиями, но не обязательно.
Во-вторых, вступит в силу ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 этой статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В-третьих, начнет действовать требование ч. 4 ст. 23 Закона N 44-ФЗ об указании наименования объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В-четвертых, идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона N 44-ФЗ и содержащийся в плане закупок и плане-графике, с 1 января 2017 года необходимо будет включать в извещение об осуществлении закупки, информация о нем также должна будет содержаться в реестре контрактов и в реестре недобросовестных поставщиков (вступят в силу п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
В-пятых, внесены изменения в утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 на основании п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Начнет действовать новая редакция Приложения N 2 к Правилам, устанавливающего обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). В частности, предусмотрено установление требований к нормированию закупок услуг мобильной связи, услуг связи по передаче данных по проводным телекоммуникационным сетям, услуг по предоставлению высокоскоростного доступа в интернет, услуг по аренде и лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, офисных приложений, систем управления процессами организации, средств обеспечения информационной безопасности, систем управления базами данных.
Кроме того, в приложениях N 1 и N 2 к Правилам товары, работы, услуги будут группироваться по кодам ОКПД 2 (в настоящее время по ОКПД).
6. Становится обязательным принятие решения о централизации закупок
В силу ч. 4 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2017 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления были вправе принимать решение, предусмотренное ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ.
7. Перестанут действовать антикризисные меры
Речь идет об отсрочке уплаты и списании пеней, возможности изменения условий контракта, освобождении от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта и реструктуризации задолженности банков, которые возможны в 2016 году на основании ч. 6.1 ст. 34, ч. 1.1 ст. 95, ч.ч. 2.1 и 11 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
8. Должна быть обеспечена возможность подачи заявок на участие в закупке и окончательных предложений через ЕИС.
Об этом указано в п. 2 постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36.
9. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами начнут осуществлять контроль за соблюдением ряда положений Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2017 года, контроль осуществляется за:
1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Правила осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367, которое также вступает в силу с 1 января 2017 года.
Отметим, что согласно ч. 7 ст. 99 Закона N 44-ФЗ на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия соответственно органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований на осуществление указанного контроля могут быть переданы Федеральному казначейству.
10. Изменятся Правила ведения реестра контрактов, а также Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
В Правилах ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, в частности, изменится следующее:
- предусмотрено, что Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России утверждает перечень товаров, при осуществлении закупки которых в реестр контрактов включаются их потребительские свойства, в том числе характеристики качества и иные характеристики объектов закупки, и состав таких характеристик. Информация о таких характеристиках объекта закупки будет включаться в реестр;
- в реестр будет включаться информация о размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также информация об идентификационном коде закупки.
В Правилах ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (далее - Правила), в том числе, изменится следующее:
- ведение реестра контрактов будет осуществляться только Федеральным казначейством;
- в реестр будет включаться информация о размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), а также об идентификационном коде закупки;
- будет предусмотрено, что по общему правилу ведение реестра осуществляется в электронном виде;
- порядок формирования и направления сведений, предусмотренных Правилами, как заказчиком Федеральному казначейству, так и наоборот будет устанавливаться Минфином России. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным казначейством.
11. Закон N 44-ФЗ не будет распространяться на закупки ЦИК и избирательных комиссий субъектов РФ при проведении выборов в федеральные органы власти.
Часть 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новым пунктом 9, в соответствии с которым Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Кроме того, перестанет распространяться на выборы в федеральные органы государственной власти п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который позволяет осуществлять у единственного поставщика ряд закупок, связанных с выборами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.