При заключении трудового договора в разделе "Оплата труда и отдыха" прописан оклад. Что касается доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, то сделана отсылочная норма на локальные нормативные акты организации (в Положении по оплате труда организации прописаны все дополнительные выплаты). В разделе "Рабочее время и время отдыха" указан ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 к.д., и так же сделана отсылка на Положение об отпусках, где подразумевается дополнительные дни отпуска за счет средств работодателя (из финансовых возможностей и с учетом интенсивности). Прошла проверка и установили, что трудовой договор заключен с нарушениями, а именно: не указан обязательный районный коэффициент, не прописано начисление за ночные часы и не указано конкретное количество дополнительных дней. Правомерны ли замечания проверяющего и следует ли готовить допсоглашения и расписывать все полагающие выплаты и количество дополнительных дней?
Если в населенном пункте, в котором организация фактически осуществляет деятельность, установлен районный коэффициент к заработной плате работникам, то размер такого коэффициента обязательно должен быть отражен в трудовом договоре, а замечания проверяющего относительно этого правомерны.
Если некоторые работники вашей организации привлекаются к работе в ночное время, то конкретный размер надбавки за работу в такое время также должен быть указан в трудовом договоре, а замечания проверяющего относительно этого правомерны.
Если работникам полагается дополнительный отпуск, то конкретная его продолжительность также должна быть отражена либо в трудовом договоре, либо в коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте организации. Описанные Вами условия предоставления работникам дополнительного отпуска без указания его конкретной продолжительности могут повлечь дискриминацию (например, одному работнику будет предоставлен отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а другому 7 календарных дней). Замечания проверяющего относительно продолжительности дополнительного отпуска по нашему мнению также правомерны.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно ч. 2 ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.