В соответствии с частью 1 статьи 43 закона представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты. В соответствии с частью 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.
Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности городского Совета?
Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель городского Совета по вопросам организации деятельности представительного органа?
Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются представительным органом муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования. Так вопросы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в Федеральном законе установлены частью 10 статьи 35.
Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указания на то, что принимаемые представительным органом муниципального образования акты (помимо решений по вопросам организации деятельности самого представительного органа) в обязательном порядке являются нормативными. Следовательно, в случае отнесения федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования того или иного вопроса (будь то назначение выборов или награждение граждан) к компетенции представительного органа муниципального образования, этим органом может быть принят как нормативный, так и ненормативный правовой акт.
Право председателя представительного органа муниципального образования издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа закреплено в части 5 статьи 43 Федерального закона. Однако данные постановления и распоряжения относятся не к правовым актам представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона), а к правовым актам "иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" (пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона).
Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования (пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона). Приведенная норма распространяется на все муниципальные правовые акты (как нормативные, так и ненормативные), в рамках ее реализации в уставе муниципального образования может быть решен вопрос о порядке принятия ненормативных муниципальных правовых актов (в том числе, об их подписании или отклонении).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.