Разъясните, обязательно ли бюджетному учреждению формировать резерв на оплату отпусков? Если да, то какую методику необходимо использовать при расчетах?
М. Зарипова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 70-72.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора формирования резервов предстоящих расходов на соответствующих счетах бюджетного учета определены Инструкцией N 157н*(1). Пунктом 302.1 данной инструкции установлено, что порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. При этом Минфина разъясняет, что создание резервов на оплату отпусков следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат (см. письма Минфина РФ от 14.01.2016 N 02-07-10/604, от 02.09.2015 N 02-07-05/50540).
Рекомендации о порядке отражения в бюджетном учете операций по формированию резерва и его использованию приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 "О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами" (далее - Письмо N 02-07-05/28998).
В этом письме чиновники финансового ведомства разъяснили, что оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При формировании резерва используются данные, предоставленные кадровой службой, о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.
Сумма предстоящих расходов на оплату отпусков определяется по одной из следующих методик:
- расчет производится индивидуально по каждому сотруднику (работнику) (методика 1);
- расчет осуществляется по учреждению в целом (методика 2);
- расчет производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала) (методика 3).
Ниже в таблице приведем формулы, используемые для той или иной методики.
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 |
Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗП, где: К - количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗП - среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва | Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, где: К - общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗПср - средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом | Резерв расходов на оплату отпусков = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3, где: К1, К2, К3 - количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала); ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 - средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала) |
Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты. Анализируя названные методики, можно отметить следующее.
Методика 1 (при которой расчет суммы расходов, связанных с отпуском, производится индивидуально по каждому сотруднику (работнику)) является наиболее трудоемкой, но считается идеальной, поскольку позволяет точно определить сумму расходов на предполагаемые отпуска, а вследствие этого более равномерно распределить расходы, относимые на финансовый результат деятельности учреждения.
Более простыми и менее трудоемкими являются методики 2 и 3. Последняя позволяет рассчитывать расходы на оплату отпусков по каждому структурному подразделению учреждения, если таковые имеются.
Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:
- по каждому работнику индивидуально;
- в среднем по учреждению;
- по каждой категории работников (группе персонала).
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 |
Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С* | Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С* | Резерв расходов на уплату страховых взносов = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С* |
* С - ставка страховых взносов |
Также финансисты в Письме N 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента.
В заключение отметим следующее. Процедура формирования резервов расходов - достаточно трудоемкая операция, которая требует значительных временных затрат. Поэтому бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо проанализировать перечисленные выше методики и выбрать вариант, наиболее подходящий для данной организации.
1 июля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"