Каковы плюсы и минусы формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений в его составе?
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве возможных способов формирования представительного органа муниципального района предусматривает муниципальные выборы и делегирование поселениями своих депутатов и глав (ч. 4 статьи 35). Диспозитивное законодательное регулирование данного вопроса направлено на достижение конституционно значимых целей, связанных с учетом конкретных локальных условий осуществления местного самоуправления и обеспечением оптимального для каждого муниципального района баланса между принципом равенства прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, с одной стороны, и равенством прав поселений (городских и сельских) на осуществление местного самоуправления.
Право выбора между указанными способами формирования предоставлено поселениям, входящим в муниципальный район. При этом Федеральный закон не оговаривает какие-либо критерии такого выбора. С практической точки зрения также трудно выделить какие-либо объективные обстоятельства, влияющие на эффективность указанных форм, предпочтительность того или иного способа формирования представительного органа муниципального района в определенных условиях.
Затруднительно выделить положительные и отрицательные стороны каждой из указанных форм, поскольку та или иная их оценка определяется не самой их сутью, а субъективным отношением к ним. В правовой литературе и на практике как положительная, так и отрицательная оценка дается нередко одним и тем же обстоятельствам разными лицами.
Так, в качестве минуса системы делегирования депутатов и глав поселений в состав представительного органа муниципального района в ряде случаев называется утрата прямой связи депутатов районного представительного органа с населением, каковая имеется в случае прямых выборов. В других случаях отмечается, что никакого отдаления депутатов от населения не происходит, т.к. в состав представительного органа муниципального района включаются депутаты и главы поселений, избранные непосредственно населением на муниципальных выборах, зато при данной схеме интересы населения конкретных поселений могут быть лучше представлены на районном уровне. Подробнее изучить эти и иные аргументы и составить собственное мнение Вы можете, обратившись к публикациям по данному вопросу в периодической печати.
Таким образом, некорректно говорить о том, что применение того или иного способа формирования представительного органа муниципального района само по себе способно вызвать неблагоприятные последствия. В связи с этим не представляется возможным оценивать правильность выбора той или иной схемы управления с точки зрения законности и даже целесообразности в конкретном случае. Это вопрос исключительно желания и воли самих поселений.
Можно говорить лишь о том, насколько правильно с точки зрения закона была проведена процедура перехода от прямых выборов представительного органа муниципального района к формированию его путем делегирования в его состав депутатов и глав поселений, а также о том, насколько четкие представления о сути новой схемы управления были положены в основу решения о переходе к ней, насколько точно были учтены последствия такого перехода.
Что касается процедуры перехода от прямых выборов депутатов представительного органа муниципального района к формированию его из глав поселений и депутатов представительных органов поселений в составе муниципального района, то она достаточно подробно регламентирована пунктом 1 части 4, частью 5 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также Вы можете ознакомиться с разъяснениями Комитета по применению данной нормы, размещенными на сайте Комитета по адресу www.komitet4.km.duma.gov.ru (в разделе "Вопросы и ответы" по положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При переходе на систему делегирования глав и депутатов поселений в состав представительного органа муниципального района следует обратить внимание помимо прочего на положения статьи 142.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которым поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района.
Что касается практики применения порядка формирования представительного органа муниципального района из числа глав и депутатов поселений, то по данным Минрегиона России и ЦИК России данная схема применяется в 256 муниципальных районах в 39 субъектах РФ (14%). В Республике Татарстан, Кабардино-Балкарской Республике, Ленинградской области, Тульской области, Ивановской области, Белгородской области по такой схеме формируются представительные органы всех муниципальных районов. Одновременно отмечается, что данная схема получает все большее распространение, и, по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ближайшее время (после окончания срока полномочий действующих представительных органов муниципальных образований) на данную схему формирования представительных органов перейдут еще более 40 муниципальных районов (cм. "Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2011 г.", на официальном сайте Минрегиона России http://www.minregion.ru).
N п/п | Субъект Российской Федерации | Количество представительных органов муниципальных районов, сформированных путем делегирования в их состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений | ||
2005 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Центральный федеральный округ | ||||
1 | Белгородская область | - | 19 | 19 |
2 | Воронежская область | - | - | 1 |
3 | Ивановская область | - | - | 21 |
4 | Калужская область | - | - | 6 |
5 | Московская область | - | 4 | 7 |
6 | Смоленская область | - | - | 1 |
7 | Тверская область | - | 3 | 4 |
8 | Тульская область | - | 22 | 22 |
9 | Ярославская область | - | 3 | 1 |
Итого по федеральному округу | - | 51 | 82 | |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
10 | Республика Карелия | - | 11 | 13 |
11 | Архангельская область | - | 1 | 1 |
12 | Вологодская область | - | 2 | 2 |
13 | Калининградская область | - | - | 4 |
14 | Ленинградская область | 17 | 17 | 17 |
Итого по федеральному округу | 17 | 31 | 37 | |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||||
15 | Кабардино-Балкарская Республика | - | 10 | 10 |
16 | Ставропольский край | 25 | 25 | 25 |
Итого по федеральному округу | 25 | 35 | 35 | |
Приволжский федеральный округ | ||||
17 | Республика Мордовия | - | 1 | 1 |
18 | Республика Татарстан | 43 | 43 | 43 |
19 | Пермский край | - | - | 2 |
20 | Нижегородская область | - | - | 11 |
21 | Оренбургская область | - | - | 1 |
22 | Саратовская область | - | 1 | 3 |
Итого по федеральному округу | 43 | 45 | 61 | |
Уральский федеральный округ | ||||
23 | Тюменская область | - | 14 | 14 |
Итого по федеральному округу | - | 14 | 14 | |
Сибирский федеральный округ | ||||
24 | Республика Бурятия | - | 1 | 1 |
25 | Республика Тыва | 11 | 6 | 6 |
26 | Алтайский край | - | - | 5 |
27 | Забайкальский край | - | 5 | - |
28 | Красноярский край | 1 | 1 | - |
Итого по федеральному округу | 12 | 13 | 12 | |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
29 | Республика Саха (Якутия) | - | 7 | 8 |
30 | Камчатский край | 1 | 1 | 6 |
31 | Приморский край | - | 1 | 1 |
32 | Амурская область | - | 1 | 1 |
33 | Чукотский автономный округ | - | - | 1 |
Итого по федеральному округу | 1 | 10 | 17 | |
Всего по Российской Федерации | 98 | 199 | 258 |
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.