Обязан ли представительный орган муниципального образования зарегистрироваться в качестве юридического лица?
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Причем если представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, то представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района наделяется статусом юридического лица, когда это предусмотрено в уставе муниципального образования.
Таким образом, регистрация юридического лица представительного органа Вашего муниципального района является обязательной.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) применительно к казенным учреждениям.
Специальная правосубъектность юридических лиц - органов местного самоуправления как муниципальных казенных учреждений, выполняющих управленческие функции, состоит в том, что предмет их деятельности - осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей. Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких юридических лиц по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя). Их гражданско-правовые правоспособность и дееспособность, носящие специальный (целевой) характер и соотносящиеся с их публично-правовой правосубъектностью, следуют за моментом учреждения органа местного самоуправления и наступают одновременно со дня внесения органа местного самоуправления как муниципального казенного учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом процесс учреждения органа местного самоуправления и его регистрации как юридического лица - единый длящийся процесс, все части которого неразрывны и взаимообусловлены.
Особенность юридических лиц - публично-правовых образований и публично-правовых организаций состоит в том, что их правоспособность носит сложносоставный характер: публично-правовая правоспособность доминирует над гражданско-правовой, которая подчинена предмету и цели первой. Обладающий публично-правовой правоспособностью орган местного самоуправления и до своей государственной регистрации в качестве юридического лица может осуществлять публично-властные и управленческие полномочия в соответствии со своей специальной (целевой) публично-правовой правоспособностью, издавать правовые акты, но не может еще участвовать от собственного имени в гражданских правоотношениях, а также реализовать иные связанные со статусом юридического лица права (например, защиту в суде своей деловой репутации).
Следует отметить, что юридические лица приобретают все права и обязанности, действуют в гражданских правоотношениях от собственного имени, а не от лица своих учредителей. Буквальное применение этого положения к органу местного самоуправления, имеющему статус юридического лица, означает, что он может действовать в гражданских правоотношениях от своего имени, а не только от имени муниципального образования. Полагаем, что это допустимо, но в рамках его специальной публично-правовой правоспособности в неразрывной с ней связи. В целом можно сказать, что гражданско-правовой статус нужен органам местного самоуправления для повышения эффективности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.
Особенность имущественных прав учреждения в соответствии со статьей 123.22 ГК РФ состоит в отсутствии у него собственного имущества, т.е. имущества, принадлежащего учреждению на праве собственности. Учреждение наделяется имуществом своим учредителем, который является собственником этого имущества; последнее передается учреждению на праве оперативного управления.
Финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных муниципальному казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает само муниципальное образование (части 2, 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам органов местного самоуправления - юридических лиц средствами муниципальной казны.
В отношении имущества для всех казенных учреждений (а это и органы местного самоуправления - юридические лица) действует общее правило: имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления, и учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия его собственника (в нашем случае - муниципального образования) (статья 296, часть 4 статьи 298 ГК РФ).
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.