Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Свиридова Е.А. Защита личных неимущественных прав при распространении недостоверных сведений в рекламе и в сети "Интернет"
Sviridova E.A. Protection of the personal non-property rights at distribution of a false not damaging evidence in advertizing and on the Internet
Е.А. Свиридова - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
E.A. Sviridova - candidate of jurisprudence, associate professor "Civil law" FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Новая редакция статьи 152 ГК РФ предоставляет возможность защиты личных неимущественных прав в случае, если в отношении гражданина были распространены позитивные сведения, не порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, однако являющиеся при этом ложными. Предлагается руководствоваться нормой пункта 2 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и допустить рассмотрение исков о компенсации морального вреда при распространении недостоверных сведений о гражданине в рекламе.
Сформулированы признаки непорочащих ложных сведений. Предлагается считать непорочащими сведения неоценочного характера, содержащие утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, не являющиеся выражением субъективного мнения и взглядов, когда имеется возможность проверки таких сведений на предмет соответствия их действительности, истинности или ложности. В частности, непорочащими являются сведения, содержащие утверждения о получении гражданином награды или приза, присвоении гражданину почетного звания, об участии гражданина в конкурсе, спортивном состязании, рекламной акции и прочих законно проводимых мероприятиях, о принадлежности гражданина к определенной политической партии, приверженности конкретных религиозных взглядов.
Предлагается обозначить границы возможностей привлечения к ответственности информационных посредников, участвовавших в передаче и (или) размещении информации, не соответствующей действительности и порочащей честь, достоинство и деловую репутацию лица. Предлагается разъяснить, что информационный посредник не будет являться лицом, распространяющим порочащие недостоверные сведения, если такие сведения были размещены на сайте пользователями самостоятельно, информационный посредник не инициировал их загрузку и не был вовлечен в процесс загрузки, не влиял на целостность и содержание загружаемых сведений. В этой связи информационный посредник не является нарушителем неимущественных прав, что исключает его ответственность.
New edition of article 152 of the Civil Code of the Russian Federation gives opportunity of protection of the personal non-property rights in case concerning the citizen the positive information which is not discrediting his honor, advantage and business reputation which however are thus the false were spread. It is offered to be guided by standard of item 2 of article 38 Federal Law "About Advertising" and to allow consideration of claims for compensation of moral harm at distribution of false information on the citizen in advertizing.
Signs of not discrediting false data are formulated. It is offered to consider not discrediting the data of not estimated character containing statements about the facts or events which did not take place in reality in time to which the challenged data which are not expression of subjective opinion and views when there is a possibility of verification of such data regarding compliance of their reality, the validity or falsehood belong. In particular, the data containing statements about receiving by the citizen an award or prize, assignment to the citizen of an honorary title, participation of the citizen in competition, sports meet, an advertizing campaign and the other lawfully held events, the citizen's belonging to a certain political party, commitment of concrete religious views are not discrediting.
It is offered to designate borders of opportunities of accountability of the information intermediaries participating in transfer and (or) placement of the information untrue and discrediting honor, advantage and business reputation of the person. It is offered to explain that the information intermediary will not be the person spreading the discrediting false information if such data were published on the website by users independently, the information intermediary did not initiate their loading and was not involved in loading process, did not influence integrity and contents of the loaded data. In this regard the information intermediary is not the violator of the non-property rights that excludes his responsibility.
Ключевые слова: непорочащие ложные сведения, информационный посредник, администратор сайта, информация, честь, достоинство, деловая репутация.
Keywords: not discrediting false data, the information intermediary, the site administrator, information, honor, advantage, business reputation.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.