Административное регламентирование исполнения судебных решений в условиях глобализации
А.А. Мамедов,
доктор юридических наук,
профессор Российского университета дружбы народов
Журнал "Образование и право", N 5, май 2016 г., с. 113-117.
Развитие современных процессов в деятельности государства в эпоху глобализации характеризуется высокодинамичной интеграцией в различных сферах его деятельности. Ценности и модели развития различных сфер деятельности государства, в том числе и исполнение судебных решений, стали предметом глобальной правовой унификации. Конечная цель данного аспекта глобализации - формирование глобального правового пространства, приводящего к диффузности границ национальных юрисдикций. В условиях глобализации административно-правовое регулирование деятельности службы судебных приставов, по нашему мнению, требует учета мировых интеграционных процессов, связанных с формированием единого правового пространства и влияющих на развитие исполнения судебных решений как направление юрисдикционной деятельности государства.
Как результат интеграционных правовых процессов, сближения национальных законодательств в сфере исполнения судебных решений, происходит принятие межгосударственных соглашений, формирующих международно-правовой институт исполнения судебных решений. Для глобализации характерно стирание не только экономических, но и законодательных барьеров. Именно поэтому в современных условиях приобретает превалирующее значение унификация норм в сфере исполнения судебных решений национальных юрисдикций с целью повышения качества взаимодействия государств в лице его исполнительных органов, связанных исполнением судебных решений, независимо от территории их исполнения. В условиях глобализации, в том числе межгосударственной региональной интеграции, унификация законодательства в сфере исполнения судебных решений, связанная с разработкой единых обязательных административно-правовых регулятивов - административных регламентов, в том числе, управленческого характера, с учетом правовых интеграционных процессов - одно из важнейших направлений деятельности правотворчества, позволяющее повысить эффективность данной сферы юрисдикционной деятельности, включая снижение ее коррупционной составляющей.
Именно поэтому разработка международных норм-принципов, регулирующих единообразно функционирование сферы исполнения судебных решений и направленных, прежде всего, на соблюдение прав и свобод граждан, защиту государственных интересов, становится определяющей проблемой в условиях формирования единого мирового правового пространства. Процесс постепенного сближения норм в сфере исполнения судебных решений объективен. Формирование единого правового пространства в этом сегменте юрисдикционной деятельности государства, вызванное, прежде всего, расширением объема исполнения иностранных судебных решений, означает применение норм-принципов, регулирующих отношения в этой сфере, что приводит к ликвидации ограничений, препятствующих исполнению судебных решений в любой стране независимо от страны места пребывания организации или гражданина вследствие стирания законодательных граней, характерных для национальных юрисдикций. В ближайшей перспективе, как следствие глобализации, - унификация законодательства в сфере исполнения судебных решений, правовая стандартизация нормативных требований к деятельности служб судебных приставов и их организации. Поэтому, по нашему мнению, уполномоченные государственные органы национальных систем исполнения судебных решений в процессе формирования национального законодательства в этой сфере деятельности должны учитывать данный глобализационный аспект. Все большая ориентация на сотрудничество, связанное с унифицированным правовым регулированием отношений в сфере исполнения судебных решений в условиях формирования единого мирового правового пространства, вызвала необходимость создания международных наднациональных структур (Международный союз судебных исполнителей) для обеспечения координации действий национальных органов управления в сфере исполнения судебных решений.
Международно-правовые акты, регулирующие отношения в исследуемой сфере, определяют, по нашему мнению, концепцию унификации законодательства в сфере исполнения судебных решений и, следовательно, развитие (совершенствование) деятельности службы судебных приставов в условиях глобализации.
Такой подход, в частности, положен Европейской комиссией по эффективности правосудия (CEPEJ) Резолюцией Res (2002) 12 [3] в основу создания единого законодательства Европейского союза в сфере исполнения судебных решений. При этом необходимо отметить, что правоприменительная практика унификации национального законодательства в сфере исполнения судебных решений посредством принятия обязательных для применения директив ЕС в полном объеме (регламентация очень детальных требований к конкретным аспектам деятельности судебных приставов) в сфере исполнения судебных решений показала, что принятие административно-правовых регулятивов в виде директив, в силу специфики процедуры их принятия (длительность принятия), не отвечает потребностям в регулировании постоянно меняющихся общественных отношений в сфере исполнения судебных решений в условиях глобализации. В связи с этим в настоящее время в европейском законодательстве административно-правовые регулятивы - директивы ЕС, регламентируют, как правило, основные, общеобязательные требования к деятельности службы судебных приставов. При этом для европейской унифицированной законодательной процедуры в сфере исполнения судебных решений характерна транспарентность - унифицированные нормы права публикуются в официальном журнале Европейского союза, а затем имплементируются в национальное законодательство, что порождает презумпцию их соответствия основным требованиям к деятельности службы судебных приставов, установленным в директивах ЕС.
Предлагаемый алгоритм унификации национального законодательства в сфере исполнений судебных решений имеет, по нашему мнению, следующее организационно-правовое преимущество: в основе данной системы административно-правового регулирования в сфере исполнения судебных решений отсутствуют двойные режимы правового регулирования деятельности службы судебных приставов различных государств вследствие унификации национальных законодательств в данном сегменте национальных юрисдикций.
Унификация административно-правовых процедур исполнения судебных решений ведет к совершенствованию международно-правового института судебных решений.
При этом отмечаем, что в условиях формирования единого мирового унифицированного законодательства в сфере исполнения судебных решений правовую основу международного и регионального сотрудничества Российской Федерации составляют многосторонние и двусторонние соглашения, договоры и меморандумы о сотрудничестве и взаимопонимании Российской Федерации, в том числе документы международно-правового характера, подписанные российским государством в рамках деятельности Международного союза судебных исполнителей [6, с. 94, 95].
Одним из актуальнейших вопросов имплементации международных норм-принципов, регулирующих деятельность ФССП России, является вопрос об исполнении норм международных договоров Российской Федерации о международной правовой помощи при исполнении судебных актов. При этом отмечаем, что перечень подобных международных договоров Российской Федерации о правовой помощи при исполнений судебных актов обширен [1].
Основная особенность исполнения на территории Российской Федерации решений [2], вынесенных иностранными судами, состоит в том, что оно регулируется положениями договоров, в которых участвует Российская Федерация, и нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и поступившие в структурные подразделения ФССП России без разрешения об исполнении судебного решения на территории Российской Федерации, в соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [4] подлежат возврату взыскателю или в суд, направивший документ, с разъяснениями о необходимости признания решения иностранного суда на территории Российской Федерации соответствующим требованиям международных договоров. Исполнительные документы, выданные компетентным судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, исполняются судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Следует учесть, что объем международных договоров о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также актов других органов по делам об административных правонарушениях, за исключением решений, вынесенных компетентными органами за нарушения правил дорожного движения.
Исполнение же решения российского суда на территории иностранного государства возможно при соблюдении следующих условий:
- между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, заключен договор о правовой помощи, предусматривающий возможность взаимного исполнения судебных решений;
- данное решение должно пройти процедуру признания в компетентных органах иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.
Если договор о правовой помощи между Российской Федерацией и иностранным государством не заключен, при оформлении запроса следует ссылаться на Конвенцию о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от (заключена в г. Гааге 15 ноября 1965 года) [5]. Необходимо отметить, что объем правовой помощи в соответствии с Конвенцией не предусматривает производство отдельных процессуальных действий.
По нашему мнению, именно все более увеличивающаяся интегрированность российской правовой системы в международные интеграционные соглашения, включая сферу исполнения судебных решений, должна определять оценку характера взаимодействия международного и национального права в этой области национальной юрисдикции. Поэтому национальные интересы в сфере исполнения судебных решений в связи с имплементацией международных норм-принципов в правовое регулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов требуют, по нашему мнению, учета следующего:
- нормы международных интеграционных соглашений в сфере исполнения судебных решений должны "опосредоваться волей государства, которое одновременно является и участником международно-правового отношения и территориальным сувереном" [7, с. 16];
- постоянные динамичные изменения, происходящие в правовом регулировании отношений в сфере исполнения судебных решений, диктуют необходимость обязательности законодательного опосредования применения норм международных соглашений в национальном праве;
- в условиях формирования единого правового пространства наблюдается взаимодействие международных и национальных правовых актов в сфере исполнения судебных решений, в связи с чем требуется постоянная систематическая коррекция национального законодательства в этом сегменте национальной юрисдикции.
Список литературы
[1] Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи // Приказ Минюста России от 24 декабря 2007 года N 249 // Бюллетень Минюста России. 2008. N 1.
[2] Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства // Приказ ФССП России от 6 мая 2010 года N 12/07-8985-АП // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. N 8.
[3] Резолюция Res (2002) 12 Европейской комиссии по эффективности правосудия // htpp://www.coe.int.
[4] СЗ РФ. 2007. N 4. ст. 4849 (с изм. и доп. до 2016 г.); 2016. N 14. ст. 1910.
[5] СЗ РФ. 2004. N 50. ст. 4951.
[6] Соглашение о сотрудничестве по правовым вопросам, связанным с исполнительным производством и статусом судебных приставов-исполнителей между Федеральной службой судебных приставов и Международным союзом судебных исполнителей от 27 ноября 2008 года // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2009. N 1.
[7] Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мамедов А.А. Административное регламентирование исполнения судебных решений в условиях глобализации
Mamedov A.A. Administrative regulation of execution of judgments in the conditions of globalization
А.А. Мамедов - доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов
A.A. Mamedov - doctor of Law, Professor of Peoples'Friendship University of Russia
Статья посвящена исследованию сближения национальных законодательств, их унификации в сфере исполнения судебных решений вследствие принятия международных и межгосударственных соглашений и, как следствие данной правовой интеграции, формирования международно-правового института принудительного исполнения судебных решений.
The article deals investigates on the approximation of national legislations, their unification in the sphere of execution of judgments due to the adoption of international and interstate agreements and, as a consequence of the legal integration of the formation of an international legal institution of enforcement of judgments.
Ключевые слова: исполнительное право, международная норма, глобализация, интегрированное право, имплементация, исполнение судебных решений, законодательство.
Key words: executive law, international norm, globalization, integrated law, implementation, enforcement of judgments, legislation.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.