Шуба с чипом
А. Сухаренко,
юрист, г. Владивосток
Газета "эж-ЮРИСТ", N 24, июнь 2016 г.
Продавцы меха утверждают, что только каждая пятая шуба ввозится в Россию легально. В связи с этим 8 сентября 2015 года государствами - членами Евразийского экономического союза было подписано соглашение о реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Его реализация позволит отслеживать путь меховой одежды от производства до прилавка, отсеивая "серые" грузы на таможне. При этом налоговые поступления в бюджеты стран ЕАЭС вырастут на 500 млн. долл.
Охота за "серым" мехом
По оценкам Российского пушно-мехового союза, 80% меховых товаров ввозится и реализуется в стране с нарушением таможенного и налогового законодательства. Основными поставщиками являются Китай (около 33% импортных шуб), Турция (24%), Греция (21%) и Италия (13%). Оборот отечественного мехового рынка до недавнего времени достигал 120 млрд руб. в год, а размер поступающих в бюджет таможенных пошлин и НДС не превышает 5 млрд. Ключевой задачей участников рынка становится обеспечение прозрачности своей деятельности и исключение из нее "серых" схем.
Борьба с незаконным оборотом промтоваров, в том числе контрафактных, важна не только для участников рынка, но и для бюджетной системы РФ. После прошлогодних проверок ФТС России продавцы меховых изделий в крупных торговых центрах Москвы добровольно задекларировав товар, уплатили таможенных пошлин на общую сумму 92,4 млн. руб.
Для нормализации ситуации Президент РФ издал Указ от 23.01.2015 N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафакта", действие которого распространяется на меховые товары. В марте была создана Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промтоваров, в состав которой вошли руководители Минпромторга, ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, Роспотребнадзора, а также ряда других ведомств. В ее задачи входит координация деятельности всех органов власти по оценке ситуации и противодействию незаконному обороту промтоваров. В декабре Минпромторг обнародовал изменения в порядке уничтожения изъятых из незаконного оборота промтоваров (по судебному решению без конфискации в пользу государства) и поправки в УК РФ (ст. 200.3 "Контрабанда товаров легкой промышленности") с максимальным наказанием до 12 лет лишения свободы со штрафом до 2 млн. руб.
Действовать сообща
Государствами - членами Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, 8 сентября 2015 года было подписано Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ) (далее - Соглашение), которое было ратифицировано Федеральным законом от 26.04.2016 N 105-ФЗ "О ратификации...".
Появление Соглашения обусловлено Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 10.10.2014 N 88 "О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства". Документ распространяется на правоотношения, связанные с оборотом товаров по указанной товарной позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, в отношении которых принято решение о маркировке контрольными знаками, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот и использование таких товаров.
Реализация Соглашения будет способствовать обеспечению контроля за оборотом и производством товаров из меха, а также созданию необходимых условий для добросовестной конкуренции на рынке производителей одежды и прочих изделий из натурального меха государств на территории ЕАЭС.
Соглашением установлено, что контрольный идентификационный знак, предназначенный для маркировки товаров, представляет собой бланк строгой отчетности с элементами защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция). При этом допускается использование контрольных идентификационных знаков, содержащих встроенную радиочастотную метку. Перечень ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС и (или) произведенных на территориях государств - членов ЕАЭС товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, утверждается решением Совета Евразийской экономической комиссии, которое вступает в силу по истечении 60 календарных дней с даты его официального опубликования.
В соответствии с Соглашением требования о маркировке контрольными знаками товаров, включенных в Перечень, не распространяются:
- на транспортировку товаров, помещенных под таможенные процедуры, при их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- транспортировку товаров под таможенным контролем; транспортировку и хранение проб и образцов товаров в необходимых количествах, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических регламентов, а также нормативно-технических актов в области стандартизации;
- товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
- товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕАЭС;
- транспортировку и хранение товаров, приобретенных и возвращенных покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом законодательством государства - члена ЕАЭС, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
- реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли, хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения и таможенных складах;
- хранение и использование товаров их производителями, хранение товаров юрлицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами на основании договоров с физлицами, осуществляемое в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, до предложения таких товаров для продажи;
- приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством государств - членов ЕАЭС;
- транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных в качестве товаров для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли.
В целях контроля за оборотом товаров, включенных в перечень, государства - члены ЕАЭС предусматривают в своем законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных Соглашением.
Реализация Соглашения потребует выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в размере 473,5 млн. руб.
Умный знак
Контрольный идентификационный знак предназначен для персонификации каждой единицы маркированного товара, защиты ее от дублирования и повторного использования. Этот знак представляет собой выполненную из специального гибкого материала полоску, содержащую встроенную радиочастотную метку (RFID) - микрочип с передающей антенной. КИЗ является бланком строгой отчетности, на его поверхности располагается графическая информация, а сама метка снабжена средствами полиграфической защиты. Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, предусмотрено использование КИЗ зеленого цвета, в то время как импортные будут маркироваться КИЗ красного цвета.
Основным методом нанесения КИЗ на товар будет являться вшивной способ, когда метка вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой расположенную на КИЗ графическую информацию. Вшивание производится при изготовлении товара в шов с внутренней стороны (изнанки), для чего на самой метке предусмотрено специальное поле. Дополнительным методом нанесения КИЗ на товар является накладной (навесной) способ, когда метка неотделимо крепится к петельному конструктивному элементу товара. В таких случаях КИЗ изготавливается из материала на пластиковой основе и должен содержать пломбирующий элемент, конструктивно объединенный с ним в единое целое. В качестве альтернативного метода предусмотрен клеевой способ, когда КИЗ выполнен в виде отпечатанной наклейки однократного применения. Такая метка наклеивается на конструктивный элемент товара - вшитый изготовителем маркировочный ярлык, содержащий свободное поле достаточного размера для размещения КИЗ. На электронном микрочипе КИЗ будет записан идентификатор чипа радиочастотной метки TID и порядковый номер КИЗ.
Эмитентом КИЗ, то есть органом, уполномоченным выдавать их организациям, будет территориальный многофункциональный центр (МФЦ). КИЗ будут изготавливаться на Госзнаке с применением соответствующих средств защиты. Для их получения организация должна подать заявление в уполномоченный орган, в котором помимо основных регистрационных данных надо указать планируемое к получению количество и тип меток. Одновременно с подачей заявления организация должна оплатить стоимость изготовления меток. Клеевой и вшивной способы обойдутся в 15 руб. с НДС, а навесной - в 22 руб. Метки КИЗ являются документами строгой отчетности, поэтому их движение должно отражаться в соответствующем бухгалтерском реестре.
Централизованная кодировка
Для правильного применения КИЗ и занесения на них информации необходимо провести кодирование предметов торговли в соответствии с определенными требованиями и стандартами, которые используются в Системе GS1, принятой в большинстве стран мира. В России учреждена Ассоциация GS1 RUS (далее - Ассоциация), уполномоченная осуществлять кодирование отечественной продукции, формировать и вести централизованный ресурс по товарной номенклатуре и описанию товаров.
Для кодирования своего товара организации придется вступить в Ассоциацию: вступительный взнос составит 25 тыс. руб., а ежегодный членский - 15 тыс. руб. После этого организации присваивается номер, называемый Глобальным префиксом предприятия (GCP), который необходим для последующего кодирования товаров. На основании подготовленного описания каждой единицы продукции и переданного в Ассоциацию перечня организация получает Глобальный номер предмета торговли (GTIN), который включается Ассоциацией в централизованный ресурс - глобальный электронный реестр товаров и услуг. При описании каждой единицы продукции в Ассоциацию должны быть переданы следующие данные:
- наименование товара;
- указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (декларацию о соответствии);
- наименование производителя товара;
- разновидность товара (его описание - материал, цвет, размер, модель и др.);
- страна происхождения товара;
- единица измерения количества товара.
Непосредственное электронное кодирование каждой единицы товара производит сама организация, применяя для этих целей полученные коды GTIN.
Контролируемые товары
С 1 апреля 2016 года подлежат маркировке все меховые изделия, относящиеся к товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха" с кодом ТН ВЭД 4303. Для сведения: к товарной позиции 4303 относятся все предметы одежды, включая принадлежности (муфты, воротники и т.д.), изготовленные:
- из натурального меха;
- других материалов, имеющих подкладку из натурального меха;
- других материалов, у которых натуральный мех прикреплен с наружной стороны (кроме случаев, когда мех является только отделкой).
Мех считается использованным в качестве отделки, если он составляет воротник, отвороты, манжеты или оторочку одежды. В данную товарную позицию включается также одежда, изготовленная из кожи, дубленой (дубленки) или выделанной вместе с волосяным или шерстным покровом, а также все прочие изделия, изготовленные из натурального меха.
Маркироваться электронными контрольными знаками будут все указанные товары, ввозимые, а также ранее ввезенные, но не реализованные до этой даты, на таможенную территорию ЕАЭС или произведенные на территориях государств - членов Союза. Начиная с этой даты запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территории ЕАЭС юрлицами и индивидуальными предпринимателями этих товаров без контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров в специализированные складские помещения и хранения там. Товары, не маркированные контрольными идентификационными знаками, подлежат конфискации и последующему уничтожению. Контролирующие функции возложены на торговые инспекции, а также на инспекции ФНС, управления и отделы ФТС.
После 1 апреля 2016 года все меховые изделия, находящиеся на территории РФ и ЕАЭС, должны быть снабжены КИЗ, а информация о них будет передаваться, находиться и постоянно обновляться в Единой электронной базе ФНС России. Информация будет поступать в базу из нескольких независимых источников: ФТС России, эмитента КИЗ, от импортеров, производителей и т.д. Таким образом, можно будет отследить путь любого изделия и выявить наличие в этой цепочке фирм-однодневок. Такой сквозной контроль практически исключает возможность "оптимизации" налогов и повышает персональную ответственность предпринимателей за работу с сомнительными контрагентами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.