Организация применяет общую систему налогообложения и понесла расходы на приобретение для своих работников средств индивидуальной защиты. Данные средства используются в качестве запаса в целях гражданской обороны. Может ли организация учесть на приобретение для своих работников средств индивидуальной защиты при исчислении налога на прибыль?
Ю.М. Лермонтов,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Журнал "Учет и контроль", N 6, июнь 2016 г., с. 54-56.
Да, организация имеет право учесть рассматриваемые расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что соответствует позиции официальных органов.
Обоснование
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций).
На основании статьи 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" (далее - Постановление N 227) расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 2 Постановления N 227 расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 настоящего Постановления, финансируются: бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Так в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В подпункте 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, сталкивающихся с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов непосредственно на территории организации.
Таким образом, положения главы 25 НК РФ предусматривают возможность налогоплательщика учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации затраты на приобретение средств индивидуальной защиты для своих работников, используемых в качестве запаса в целях гражданской обороны.
Обратимся к позиции официальных органов по данному вопросу.
Так в Письме Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/878 указывается, что организация может учитывать в целях обложения налогом на прибыль организаций расходы, связанные с приобретением материально-технических ресурсов, используемых в качестве запаса, создаваемого в целях гражданской обороны, для своих работников в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне при выполнении вышеперечисленных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Также см. Письма Минфина России от 25.11.2014 N 03-03-06/1/59763; от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54958.
Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, а также позиции официальных органов, следует вывод, что налогоплательщик учитывает в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение для сотрудников средств индивидуальной защиты, используемых в качестве запаса в целях гражданской обороны.
1 июня 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Учет и контроль"
В журнале освещаются актуальные вопросы в сферах бухгалтерского, налогового, статистического учета, внешнего и внутреннего контроля и аудита, корпоративного управления, экономического и финансового анализа, а также правового обеспечения хозяйственной деятельности.