1СПАРК Риски: комплексная оценка контрагентов
Журнал "БУХ.1С", N 8, август 2016 г.
Фирма "1С" и Международная информационная группа "Интерфакс" запустили совместный сервис "1СПАРК Риски", с помощью которого пользователи программ системы "1С:Предприятие" могут управлять налоговыми рисками и оценивать благонадежность бизнес-партнеров.
Нет, все понятно, но что конкретно?
В налоговую практику понятие "должная осмотрительность" ввел Пленум ВАС РФ своим постановлением от 12.10.2006 N 53. С тех пор налоговики весьма активно используют этот термин, требуя от компаний проявления осмотрительности и осторожности при выборе партнеров.
Обычно речь о проявлении, а точнее непроявлении должной осмотрительности идет в случаях, когда организацию подозревают в необоснованных вычетах по НДС или неправомерном включении каких-то расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.
В такой ситуации налоговики проверят контрагентов, найдут какую-нибудь подозрительную фирму (не обязательно "однодневку"), и компания и вычет по НДС не получит, и учесть затраты не сможет. Мол, сами виноваты, не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента и связались с неблагонадежной фирмой.
Но что же означает эта самая осмотрительность? Ни придумавший ее Пленум, ни Налоговый кодекс, ни действующее законодательство ответа на этот вопрос не дают. В пункте 10 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ N 53 лишь говорится, что "налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом...".
То есть проявлять необходимо, а что и, главное, как проявлять - думайте сами. Естественно, уже имеется накопленный судебный опыт, да и ФНС с Минфином не раз выступали с разъяснениями и отвечали на вопросы налогоплательщиков по этому поводу. Тем не менее официального определения понятия "должная осмотрительность" до сих пор нет. Налоговые органы при проверках и суды на практике обычно считают, что фирма проявила осмотрительность и осторожность, если она докажет, что использовала все законные возможности для получения информации о своем контрагенте.
Что хочет налоговая и на что способны компании
Чтобы налоговики не имели претензий к вашей компании, обо всех бизнес-партнерах нужно знать немало информации, а также запрашивать у них копии следующих документов:
паспорта директора и главного бухгалтера;
устава и учредительного договора;
свидетельств о присвоении ОГРН и ИНН;
выписку из ЕГРЮЛ;
имеющихся лицензий (если оказываемые вам услуги требуют лицензирования);
документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры (например, доверенность на представителя компании или протокол о назначении генерального директора).
Естественно, получить такой пакет документов оперативно очень сложно, особенно, если ваша компания работает с множеством мелких фирм. Кроме того, всегда есть вероятность, что партнер окажется попросту мошенником и предоставит недействительные или поддельные документы.
Можно, конечно, начать проверять контрагентов самостоятельно "с нуля" - изучить сведения из ЕГРЮЛ, где представлена информация по ИНН, КПП, ОГРН и юридическому адресу организации, запросить у налоговой информацию о наличии у них задолженностей по налогам, съездить и посмотреть, что находится по фактическому адресу нахождения контрагента, проверить полномочия лиц, представляющих компанию-партнера, их паспортные данные, выяснить на сайтах лицензирующих органов данные о лицензиях, запросить рекомендации у тех, кто сотрудничал с этой компанией ранее и т.п. ФНС советует также уточнять сведения о том, не привлекался ли руководитель компании к налоговой или административной ответственности, выяснить информацию о необходимых ресурсах, производственных мощностях компании и имеющемся опыте работы.
В общем, чтобы проводить все эти изыскания, в штате необходимо держать Шерлока Холмса с, как минимум, двумя Ватсонами. Не каждая компания может себе это позволить, поэтому обычно функции Холмса возлагаются на бухгалтерию.
А что, неплохая замена! И вот сидит бедный бухгалтер, проявляет должную осмотрительность и старается стрясти с контрагента как можно больше документов, чтобы подстелить соломки своей компании и себе заодно. Знакомо? Думаем, многим. Поэтому хотим вас порадовать - ситуация уже изменилась!
Как перестать работать сыщиком
В современные версии программ "1С:Предприятие 8" будет встроен сервис "1СПАРК Риски", который дает пользователям возможность управлять налоговыми рисками и комплексно оценивать благонадежность контрагентов (рис. 1). Сервис предназначен для руководителей предприятий и лиц, принимающих бизнес-решения, бухгалтеров, менеджеров подразделений материального снабжения, специалистов финансовых служб. Им больше не придется работать Шерлоками Холмсами, всю информацию соберет и проанализирует программа.
Сервис создан фирмой "1С" на базе авторитетной информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс". 150 из ТОП-200 крупнейших российских компаний по версии Forbes используют СПАРК для проверки контрагентов, управления кредитными и налоговыми рисками, маркетинга и инвестиционного анализа. А теперь все эти эффективные аналитические инструменты оценки контрагентов стали доступными для предприятий среднего и малого бизнеса.
"1СПАРК Риски" предоставляет пользователям 1С всю информацию для принятия обоснованных решений. Например, сделка с недобросовестным поставщиком или неплатежеспособным покупателем может повлечь финансовые потери. Теперь подобные риски легко оценить с помощью индексов СПАРК и принять взвешенное решение о целесообразности работы с контрагентом.
А система мониторинга событий по данным СПАРКа помогает узнать о планах контрагента по реорганизации, ликвидации раньше, чем эти сообщения появятся в ЕГРЮЛ, и вовремя отреагировать на действия фирмы-партнера.
Наконец, бизнес-справка, которую дает система, содержит развернутую информацию о существенных индикаторах деятельности контрагента: выявленные факторы риска, проверки государственными органами, финансовые показатели и др. Кроме того, бизнес-справка является документом, подтверждающим проявление вами той самой должной осмотрительности.
Без риска: как работает система
Система "1СПАРК Риски", обрабатывая огромный массив данных, рассчитывает для каждой компании аналитические скоринги.
Это точные выводы о том, насколько безопасен контрагент и каковы ваши риски с точки зрения "должной осмотрительности".
Прямо из программ "1С" доступны следующие скоринги системы СПАРК:
Индекс должной осмотрительности;
Индекс финансового риска;
Индекс платежной дисциплины.
Индекс должной осмотрительности (ИДО) - скоринговая модель, позволяющая оценить на основе всего комплекса имеющейся информации вероятность того, что та или иная компания является однодневкой, транзитной компанией, брошенным активом (рис. 2).
ИДО учитывает 40 факторов: от стандартных признаков "однодневности" до активности в интернете, участия в госзакупках, наличия патентов, лицензий, судебных споров, задолженности по налогам, залогов и т.д.
ИДО был разработан в 2010 году, с тех пор его методика постоянно совершенствовалась и развивалась с учетом изменения "поведения" фирм-однодневок. Применение ИДО соответствует критериям должной осмотрительности, рекомендованным ФНС России. Кроме того, ИДО - важный элемент анализа кредитных рисков. Если в системе ИДО в зеленой зоне - ваш партнер имеет все признаки благонадежности, а если индекс в красной зоне, то перед сделкой рекомендуется более детально проверить контрагента.
Использование ИДО для оценки "риска однодневности":
- значение индекса 1-40 - низкий риск;
- значение индекса 41-70 - средний риск (рекомендуется сбор дополнительной информации);
- значение индекса 71-99 - высокий риск (сбор дополнительной информации обязателен).
Кстати, во время тестирования модели ИДО и проверки адекватности индекса должной осмотрительности разработчиками системы более 90% компаний, выявленных налоговым органом как недобросовестные, имели индекс > 70, а среди компаний, подтвердивших свою добросовестность, более 90% имели индекс < 40.
Как показывает ИДО, число компаний, имеющих признаки однодневности, сократилось с 1,7 млн. в 2011 году до чуть более 600 тыс. в настоящее время. Доля потенциальных однодневок среди зарегистрированных в России компаний снизилась за это время с 45% до 15%.
Индекс финансового риска (ИФР) анализирует финансовое состояние компании с точки зрения возможного банкротства. Этот индекс классифицирует юрлица по трем уровням риска, учитывая десятки коэффициентов и факторов.
Если ИФР в красной зоне, то рекомендуется проявлять осторожность при предоставлении этому контрагенту товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. А если ИФР совсем отсутствует, то это означает, что компания не сдает финансовую отчетность.
Индекс платежной дисциплины (ИПД) показывает средний фактический срок исполнения компанией финансовых обязательств по различным контрактам. Данные о платежах по счетам поступают в "1СПАРК Риски" от крупных энергоснабжающих, коммунальных, телекоммуникационных, торговых и иных предприятий. ИПД рассчитывается почти для 100 000 юридических лиц.
Кроме анализа этих индексов, "1СПарк Риски" проводит online мониторинг, который не позволит пользователю системы упустить важные изменения у контрагента - ликвидацию, реорганизацию, смену руководителя, адреса, совладельцев.
СПАРК, чтобы отслеживать изменения в жизни компаний, использует десятки различных источников информации: ЕГРЮЛ, Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц, "Вестник государственной регистрации" и т.д.
И, наконец, бизнес-справки (доступны в расширенном варианте сервиса - "1СПАРК Риски +"), которые позволяют получить практически всю необходимую информацию о контрагенте на одном листе (рис. 3). Справки можно использовать как доказательство проявления должной осмотрительности при общении с налоговиками, а при необходимости - и в суде. Все справки удостоверяются цифровой подписью ЗАО "Интерфакс".
Согласитесь, жизнь то налаживается! И проявлять должную осмотрительность, во-первых, теперь понятно как, а во-вторых, элементарно! И даже без Ватсона.
Новый сервис: условия получения
Для использования "1СПАРК Риски" необходимо:
быть зарегистрированным пользователем программ 1С;
купить лицензию "1СПАРК Риски" или "1СПАРК Риски +".
Приобрести лицензии на "1СПАРК Риски" можно у партнеров фирмы "1С" - см. по ссылке www.1c.ru/partners.
Виды лицензий:
1. "1СПАРК Риски":
Индикаторы СПАРКа (ИДО, Индекс финансового риска, Индекс платежной дисциплины) по всем контрагентам пользователя.
Постановка на мониторинг всех контрагентов пользователя.
Стоимость: 3 000 руб. в год.
2. "1СПАРК Риски +":
Включает все функции "1СПАРК Риски" (ИДО, Индекс финансового риска, Индекс платежной дисциплины), а также возможность заказывать неограниченное количество раз заверенные бизнес-справки по 150 контрагентам по выбору пользователя.
Стоимость: 22 500 руб. в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667