В лечебном учреждении проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой подтверждено наличие вредных условий труда в наших подразделениях класса 3.2. Но по результатам данной оценки администрацией больницы предложен проект коллективного договора с положением о заработной плате, согласно которому уменьшены выплаты за вредность и дополнительные отпуска. Администрация больницы объясняет данные изменения введением с 01.01.2014 г минимального уровня гарантий в ТК РФ и считает, что ее обязательства ограничиваются данными минимальными требованиями. на предварительном собрании коллектива аргументы работников администрацией не восприняты. Предыдущей аттестации рабочих мест не проводилось. Никаких объективных данных, подтверждающих улучшение условий труда в отделениях хирургического профиля, не представлено. Также, в соответствии с п. 3 ст 15 закона N 421-ФЗ от 28.12.13 - "уровень гарантий работников, на момент принятия данного закона работавших в организации снижаться не должен". Правомерны ли действия администрации?
Действия работодателя неправомерны.
Трудовым законодательством установлено право работодателя и работников в лице их представителей вступать в коллективные переговоры по изменению условий коллективного договора, в том числе в сторону уменьшения размеров компенсационных мер за вредные и (или) опасные условия труда.
Вместе с тем, по смыслу части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ изменения, внесённые в трудовое законодательство данным федеральным законом, не могут являться единственным основанием для изменения размера и условий предоставления ранее установленных компенсационных мер при сохранении тех же условий труда на рабочих местах.
Поскольку предложение работодателя об изменении размера компенсационных мер основано исключительно на факте установления Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ минимальных размеров данных мер, а условия труда на рабочих местах не изменились в сторону улучшения, предложение работодателя неправомерно.
Вы вправе обратиться с жалобой на действия работодателя в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо в суд.
Правовое обоснование:
В силу части 1 статьи 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Согласно частям 2 и 3 статьи 147 ТК РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Статьей 117 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со статьёй 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Согласно абзацу 1 пункта 2 части 5 статьи 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (статья 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (статья 28 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (часть 2 статьи 357 ТК РФ).
Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.