В связи с тем, что пациент проживает в другом регионе, им был направлен в электронном виде (по факсу, электронной почте) запрос в медицинскую организацию о получении справки от нарколога и психиатра (также в электронном виде).
Обязана ли медицинская организация удовлетворить его требования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинская организация предоставляет пациенту отражающие состояние его здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе различные справки, только путем выдачи лично на руки пациенту или его представителю.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Установлено, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (ч. 1 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).
Как прямо указано в ч. 2 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.
Кроме того, пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 г. N 441н (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ, удостоверения беженца, паспорта иностранного гражданина и т.п.).
Гражданину либо уполномоченному представителю гражданина на основании письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность, указанного в п. 2 Порядка, и документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина*(1), в том числе законного, могут также выдаваться дубликаты, копии справок, медицинских заключений (п. 17 Порядка).
Таким образом, из системного толкования положений Закона N 323-ФЗ и Порядка можно сделать вывод о том, что пациент имеет право на получение всех медицинских документов, касающихся его диагноза, состояния здоровья и иных сведений медицинского характера, или копий таких документов, однако получить указанные документы пациент (или его представитель) вправе, только лично обратившись в медицинскую организацию и предъявив документ, удостоверяющий личность.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
21 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, является доверенность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.