Формирование новой конфигурации банковских институтов объединения БРИКС
О.А. Тарасенко,
доктор юридических наук, профессор кафедры
предпринимательского и корпоративного права
Московского государственного
юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 6, июнь 2016 г., с. 87-89.
Система банковских институтов объединения БРИКС*(1) находится в стадии начального формирования. Оставляя в стороне несколько амбициозную внешнеполитическую риторику, отметим, что в банковской сфере объединение БРИКС достигло первых успехов. В рамках интеграционных процессов формируются новые концепции, идеи, и некоторые из них уже проходят практическую апробацию.
В Программном документе "Концепция участия России в объединении БРИКС" отмечается, что для России сотрудничество в формате БРИКС - одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу. Через участие в данном объединении Россия стремится реализовать следующие стратегические цели:
придать более справедливый, стабильный и эффективный характер реформе международно-финансовой системы;
улучшить внешние условия для развития экономики и финансовой системы России;
укрепить и усовершенствовать механизм сотрудничества государств БРИКС в валютно-финансовой сфере*(2).
Решение данных задач будет достигаться, в том числе, посредством создания новой межгосударственной банковской инфраструктуры. Полноформатный механизм стратегического взаимодействия предусматривает образование:
банка развития;
системы межбанковских финансовых телекоммуникаций;
кредитного рейтингового агентства.
Подробнее рассмотрим, каким образом происходит процесс формирования данных институтов.
Идея создания Нового банка развития (далее также - НБР) получила свою реализацию посредством заключения в г. Форталеза 15 июля 2014 г. Соглашения о Новом банке развития (далее - Соглашение о НБР). Цель деятельности НБР - дополнительная мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других развивающихся странах. В качестве инструментов достижения этой цели указываются займы, гарантии, участие в капитале, государственно-частное партнерство, размещение ценных бумаг и иные финансовые инструменты. Таким образом, НБР не ограничен средствами достижения цели своего создания.
Согласно Соглашению о НБР последний будет обладать следующим размером и порядком оплаты уставного капитала: разрешенный к выпуску капитал составит 100 млрд. долл., распределенный - 50 млрд. долл., в том числе: оплачиваемый - 10 млрд. долл., капитал, оплачиваемый по требованию, - 40 млрд. долл. Первоначальный распределенный капитал равномерно распределяется между учредителями в равных долях.
НБР начал работу 21 июля 2015 г. в Шанхае. Прежде чем отбирать инвестиционные проекты, НБР должен был разработать нормативную правовую базу критериев их оценки и системы отбора.
Первый пакет из 4 кредитов на сумму 811 млн. долл. США Совет директоров Нового банка развития одобрил в апреле 2016 г. на проекты в сфере возобновляемой энергетики. Бразилия получит 300 млн. долл., Китай - 81 млн. долл., Индия - 250 млн., ЮАР - 180 млн. По оценкам НБР, эти проекты в сфере зеленой и возобновляемой энергетики в совокупности помогут сократить ежегодное количество вредных выбросов на 4 млн. тонн*(3).
Следует отметить, что Соглашение о НБР вводит новые обязанности для Центрального банка Российской Федерации, не предусмотренные национальным законодательством. В частности, ст. 17 содержит правило о том, что Российская Федерация обязана назначить ЦБ РФ депозитарием, в котором НБР может хранить свои средства в валюте Российской Федерации и иные активы. Кроме этого реализация отдельных полномочий НБР потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство (как пример - возможность включения ценных бумаг, выпущенных или гарантированных НБР, в Ломбардный список).
Международная система межбанковских финансовых телекоммуникаций (аналог SWIFT)
Создание НБР и переход к расчетам в национальных валютах государств БРИКС вызывают техническую потребность в создании системы межбанковских финансовых телекоммуникаций в формате объединения. Мощный дополнительный импульс этому придает возможность снизить риски, связанные с отключением от SWIFT. Проект новой системы межбанковских финансовых телекоммуникаций находится на этапе предварительных экспертных консультаций, на его реализацию может понадобиться 7-8 лет. Сложность состоит в отсутствии у большинства государств объединения необходимых технологий. ЮАР не имеет собственной национальной платежной системы. Национальные платежные системы ELO - в Бразилии, RuPay - в Индии находятся в состоянии становления. Исключение составляет КНР: у этой страны имеется немалый опыт в организации собственной платежной инфраструктуры. Китайская национальная платежная система "China UnionPay" уже приобрела основные черты международной*(4). Таким образом, построение новой системы межбанковских телекоммуникаций требует от России завершения формирования национальной платежной системы, внедрения лучших зарубежных практик. Поскольку новая система межбанковских финансовых коммуникаций будет ориентирована, в том числе, и на работу с национальными валютами объединения БРИКС, становится актуальной задача преодоления волатильности рубля и соответственно пересмотра принципов денежно-кредитной политики Российской Федерации.
Кредитное рейтинговое агентство
Для воплощения в жизнь идеи о создании общего рейтингового агентства, работающего по согласованным методикам расчета рыночной стоимости активов экономических субъектов и расчета суверенных рейтингов стран-участниц объединения, создана контактная группа. Новое рейтинговое агентство призвано стать альтернативой для "большой западной тройки" (Standard & Poors, Moody 's и Fitch), доминирующей на рынке анализа кредитных рисков. Реализация этой идеи не столь затратна и технически сложна по сравнению с НБР и альтернативной системой межбанковских финансовых телекоммуникаций. Однако в отношении качества рынок задает очень высокую планку, без него новое рейтинговое агентство может рассматриваться как чисто политический орган*(5).
Следует добавить, что к созданию новой архитектуры банковской инфраструктуры побуждают и достигнутые ранее государствами объединения БРИКС многосторонние соглашения и сформированные альянсы. Речь идет о:
1) Договоре о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (г. Форталез, 15 июля 2014 г.)*(6). Пул - это основа для предоставления поддержки для противодействия фактическому или потенциально возможному краткосрочному давлению на платежные балансы путем использования инструмента предоставления ликвидности и превентивного инструмента. Первоначальная общая сумма денежных средств в Пуле условных валютных резервов составляет 100 млрд. долл. США. Принятые странами БРИКС в том числе индивидуальные обязательства:
Китай - 41 млрд. долл. США;
Бразилия - 18 млрд. долл. США;
Россия - 18 млрд. долл. США;
Индия - 18 млрд. долл. США;
ЮАР - 5 млрд. долл. США.
Отметим, что страны БРИКС договорились не о создании фонда, а разработали правовой механизм, в рамках которого деньги остаются в валютных резервах стран-участниц. До того как одна из сторон объединения сделает запрос о предоставлении доступа к денежным средствам Пула и этот запрос будет принят другими сторонами и осуществлен через валютный своп, каждая из стран сохраняет в полном объеме право собственности и владения денежными средствами, которые она обязалась внести в Пул. Таким образом, Пул условных валютных резервов - страховочный механизм, направленный на поддержание финансовой стабильности в странах объединения. Пул не является международным правосубъектным объединением, он не может заключать соглашения, выступать истцом и ответчиком в суде.
2) Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах, Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов (29 марта 2012 г.). Документы предусматривают создание базовых механизмов для осуществления расчетов и финансирования проектов в национальных валютах между уполномоченными банками государств - участников БРИКС. Их подписали Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Банк развития Южной Африки. Отметим, что процесс перехода к расчетам в национальных валютах происходит не синхронно. Изначально он был запущен между Россией и Китаем и занял около трех лет. Предполагается, что такое же время потребуется и для иных стран БРИКС. Ожидается, что реализация соглашений будет способствовать оптимизации межбанковских расчетов по контрактам субъектов внешнеэкономической деятельности объединения БРИКС и выходу их экономических отношений на качественно новый уровень.
3) Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. На основании данного документа российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, а также Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Банки развития Южной Африки намерены осуществлять финансирование совместных проектов стран БРИКС в области энергетики, самолетостроения, инноваций, высоких технологий и др*(7).
4) Альянс бирж стран БРИКС, о создании которого было объявлено 12 октября 2011 г. в Йоханнесбурге. Миссия альянса - облегчение доступа к срочным контрактам на основные фондовые индексы стран БРИКС для международных инвесторов, что позволит им диверсифицировать инвестиционные портфели.
Как видно из представленного анализа, формирование новой конфигурации - банковских институтов объединения БРИКС находится на этапе своего становления. Принимая во внимание общность стратегических интересов стран БРИКС, концентрацию центростремительных сил именно в банковской сфере, можно ожидать дальнейшего развития банковской инфраструктуры объединения.
Отметим, что в силу разных стартовых позиций ядро банковских институтов объединения БРИКС составляет опережающий альянс России и Китая (в части внесения предложений, заключения соглашений, их реализации, материальной базы), Индия, Бразилия и Южная Африка подключаются к нему с разной степенью скорости и участия. Полное и повсеместное равноправие членов объединения БРИКС при формировании общих банковских институтов вряд ли достижимо.
Формирование международных банковских институтов объединения БРИКС создает альтернативу прежней международной финансовой архитектуры и позволяет получить новый эффект синергии. Вместе с тем создание рассматриваемых институтов вызывает необходимость их правового обеспечения: пересмотра денежно-кредитной политики Российской Федерации, приведение к общему знаменателю национальных законодательств государств объединения БРИКС, устранения проблем и пробелов правоприменения межгосударственных соглашений.
Библиографический список
1. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2015.
2. Прексин О., Казарцев А. Свою карту для почти половины землян. Проект общей платежной карты стран БРИКС // БДМ. Банки и деловой мир. 2015. N 6, 7.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) БРИКС (англ. BRICS - сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
*(2) Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утв. Президентом РФ 21 марта 2013 г.). Документ опубликован не был.
*(3) См.: https://lenta.ru/news/2016/04/16/brics/ (дата обращения - 5 мая 2016 г.).
*(4) См.: Прексин О., Казарцев А. Свою карту для почти половины землян. Проект общей платежной карты стран БРИКС // БДМ. Банки и деловой мир. 2015. N 6, 7.
*(5) http://inosmi.ru/world/20150303/226597627.html#ixzz3qynISkIi (дата обращения - 9 ноября 2015 г.).
*(6) Документ опубликован не был.
*(7) См.: БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тарасенко О.А. Формирование новой конфигурации - банковских институтов объединения БРИКС
Tarasenko O.A. Formation of the New Configuration - Banking Institutions of Union BRICS
О.А. Тарасенко - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
O.A. Tarasenko - Doctor of Juridical Sciences, Professor of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Современный этап развития характеризуется углублением интеграционных процессов стран БРИКС.
Подобные процессы можно наблюдать во многих сферах экономической деятельности. Наиболее прогрессивно, впрочем, развиваются международно-правовые нормы, регулирующие банковскую деятельность. В этой связи углубленные исследования в области банковского права стран БРИКС, формирующегося на стыке международного права и национального права государств пяти стран (Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики), представляют особый интерес для отечественной юридической науки и имеют практическое значение для осуществления банковской деятельности в России.
The current stage of development is characterized by the deepening of the integration process of the BRICS. Similar processes can be observed in many areas of economic activity.
The most progressive, however, developing international legal rules governing banking activities. In this connection, in-depth research in the field of banking law BRICS, formed at the intersection of international law and the national law of the five countries (Brazil, Russia, India, China and South Africa) are of particular interest to the domestic legal science and are of practical importance for the implementation of banking activities in Russia.
Ключевые слова: БРИКС; банковские институты объединения БРИКС; Новый банк развития; альтернатива СВИФТ.
Keywords: BRICS; banking institutions Association BRICS; New Development Bank; alternative to SWIFT.
Формирование новой конфигурации банковских институтов объединения БРИКС
Автор
О.А. Тарасенко - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2016, N 6