Нужно ли платить налог на имущество организаций, если здание кафе (ресторана) относится к объектам культурного наследия (является памятником архитектуры)?
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Предприятия общественного
питания: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 31-33.
О том, что следует понимать под объектами культурного наследия, сказано в ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Это объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники, иными предметами материальной культуры, отвечающие следующим признакам:
возникли в результате исторических событий;
представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
На основании ст. 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия в зависимости от историко-культурного значения подразделены на три категории.
Объекты федерального значения
/-------------------------\ /--------------------------------------------\
| Объекты культурного | |Объекты, обладающие историко-архитектурной, |
| наследия федерального |-|художественной, научной и мемориальной |
| значения | |ценностью, имеющие особое значение для |
| | |истории и культуры РФ, а также объекты |
| | |археологического наследия |
\-------------------------/ \--------------------------------------------/
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций выступает движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. При этом в п. 4 ст. 374 НК РФ перечислены объекты, не являющиеся объектами налогообложения. К таковым среди прочего отнесены объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке (пп. 3).
Ключевой вывод 1. Если здание кафе (ресторана), учтенное на балансе предприятия общепита в качестве объекта основных средств, относится к объектам культурного наследия федерального значения, налог на имущество организаций по такому зданию однозначно уплачивать не нужно. Это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.
Кстати, Минфин отмечает: если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение, учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций в силу пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ (Письмо от 25.05.2016 N 03-05-05-01/29904).
Объекты регионального и местного значения
/-----------------------\ /---------------------------------------------\
| Объекты культурного | |Объекты, обладающие историко-архитектурной, |
|наследия регионального ||художественной, научной и мемориальной |
| значения | |ценностью, имеющие особое значение для |
| | |истории и культуры субъекта РФ |
\-----------------------/ \---------------------------------------------/
/-----------------------\ /---------------------------------------------\
| Объекты культурного | |Объекты, обладающие историко-архитектурной, |
| наследия местного ||художественной, научной и мемориальной |
| (муниципального) | |ценностью, имеющие особое значение для |
| значения | |истории и культуры муниципального образования|
\-----------------------/ \---------------------------------------------/
Что касается объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, они могут выпасть из-под налогообложения в том случае, если региональными властями будет предусмотрена соответствующая льгота. Ведь, поскольку налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов РФ, он:
устанавливается не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов РФ;
вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ;
уплачивается в обязательном порядке на территории соответствующего субъекта РФ с момента введения в действие.
В свою очередь, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, зафиксированных в гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом региональные власти могут также обозначить особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с указанной главой, предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ). Понятие льгот по налогам и сборам закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 56 НК РФ.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Получается, что вопрос о предоставлении дополнительных льгот по налогу на имущество организаций, в том числе в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (Письмо Минфина РФ от 26.11.2015 N 03-05-06-04/68635).
Ключевой вывод 2. Здание кафе (ресторана), являющееся объектом культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, не облагается налогом на имущество при наличии предусмотренной законом субъекта РФ соответствующей льготы.
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"