Может ли предприятие общепита не представлять в налоговый орган документы, запрошенные в рамках проведения камеральной проверки первоначально поданной декларации, если эта проверка прекращена по причине представления уточненной декларации и начата проверка уже новой декларации?
Г.К. Габелли,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 73-75.
Как известно, при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (порядок осуществления камеральной проверки определен ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган может запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые истребованы в ходе налоговой проверки, подлежат представлению в течение 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком соответствующего требования. Следующим пунктом предусмотрено: отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 126 НК РФ. В качестве меры ответственности выступает штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1).
Но может ли факт подачи уточненной налоговой декларации отменить необходимость представления истребованных документов? Последствия представления "уточненки" до окончания камеральной проверки первоначально представленной декларации описаны в абз. 3 п. 2 и п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
До окончания камеральной налоговой проверки представлена уточненная декларация |
/----------------------\ /-----------------\ /----------------------------\
| Камеральная проверка | | Все действия в | | Документы (сведения), |
| ранее поданной | | отношении | |полученные налоговым органом|
| декларации | | первоначально | | в рамках прекращенной |
| прекращается, | | представленной | |камеральной проверки, могут |
| начинается новая | | декларации | | быть использованы при |
| камеральная проверка | | прекращаются | | проведении мероприятий |
| на основе уточненной | | | | налогового контроля в |
| декларации | | | |отношении налогоплательщика |
\----------------------/ \-----------------/ \----------------------------/
Таким образом, в Налоговом кодексе отсутствует специальная норма, указывающая на то, должен ли налогоплательщик представлять документы, затребованные в рамках камеральной проверки, которая была прекращена по причине представления уточненной декларации. Ранее судьи придерживались мнения об отсутствии такой обязанности (см., например, Постановления ФАС МО от 09.09.2010 N КА-А41/10459-10 по делу N А41-25996/09, от 29.03.2011 N КА-А40/2101-11 по делу N А40-22447/10-142-92).
Однако затем стала складываться совсем другая арбитражная практика. Ни ст. 88, ни ст. 93 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации. Поэтому прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов. А вот иное толкование положений Налогового кодекса предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением сроков документы, необходимые для налоговой проверки. Такой подход, в частности, изложен в следующих судебных решениях.
Арбитражный суд | Судебный акт |
АС ПО | Постановление от 14.12.2015 N Ф06-3491/2015 по делу N А65-27076/2014, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 12.04.2016 N 306-КГ16-2522 |
АС ПО | Постановление от 20.07.2015 N Ф06-25724/2015 по делу N А65-23543/2014, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 12.11.2015 N 306-КГ15-14509 |
АС СКО | Постановление от 03.12.2014 N Ф08-8183/2014 по делу N А01-2201/2013 |
* * *
Несмотря на прекращение камеральной налоговой проверки первоначально сданной декларации и начало проверки в отношении уточненной декларации, документы, затребованные в рамках прекращенной проверки, в налоговый орган все-таки стоит представить в установленные сроки. В противном случае предприятие общепита рискует быть привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"