В соответствии с приказом 17 декабря 2010 г. N 1122н Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", работодатель обязан выдавать сотрудникам смывающие средства. Но на основании п. 20 приказа N 1122н на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом. Т.е. получается, что тем, у кого только легкосмываемые загрязнения, карточки не заводим, а нормы прописываем в трудовых договорах?
Ведение карточек является обязательным в обоих случаях, поскольку формой личной карточки предусмотрен способ выдачи: индивидуально или посредством дозирующей системы. Кроме того, формой карточки предусмотрена графа для учёта годового количества смывающих и (или) обезвреживающих средств, положенного работнику.
Правовое обоснование:
В соответствии с пунктом 20 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утверждённого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 N 1122н, на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).
На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное).
Не допускается замена мыла или жидких моющих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и другими).
Согласно пункту 24 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утверждённого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 N 1122н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.
Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Формой личной карточки предусмотрен по способ выдачи: индивидуально или посредством дозирующей системы.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.